Что представляет собой белорусская система высшего образования
Говорим о нашей молодежи. О ее настоящем и будущем. Об образовании и прививаемых ценностях.
В Беларуси стартовала вступительная кампания в вузы, а параллельно вчерашние студенты сдали госэкзамены, защитили дипломы и сделали шаг навстречу взрослой жизни. В минувшую пятницу в стране прошел общереспубликанский выпускной. Чего ждать молодому поколению и какие перспективы открываются перед ними, как государство поддерживает престиж высшего (и не только высшего) образования и на что наши вузы делают упор, читайте в нашем материале.
Каждому по потребностям
Белорусская система образования благодаря политике государства и Президента не шарахалась из стороны в сторону, а развивалась, эволюционировала на основе советских традиций, но главное, следуя интересам прежде всего отечественной экономики. На этот факт обращает внимание депутат Палаты представителей Национального собрания Сергей Клишевич:
— Мы с вами прекрасно помним, сколько раз нас пытались направить то в сторону Болонской системы, то еще по какому-либо западному варианту, которые не специалистов по экономике плодят и патриотов растят, а готовят молодежь, которую потом можно будет использовать, в том числе за пределами государства, а следовательно, вымывать кадры. То, что мы не пошли по этому пути, а строим свою систему на основе советской системы подготовки специалистов, отражается в том числе на качестве.
Не Министерство образования определяет, каких специалистов и в каком количестве будут готовить в системе высшего образования. Этот заказ делает Министерство труда и соцзащиты совместно с другими профильными ведомствами, которые, собственно, и являются потребителями данных кадров. То есть мы исходим от жизни: от того, что будет необходимо нашей стране, скажем, через пять лет. А значит, огромная ответственность ложится на все заинтересованные органы, чтобы они качественно просчитали необходимое количество конкретных специалистов.
Парламентарий отмечает еще один важный аспект: каждому молодому специалисту гарантировано трудоустройство. Мало того, благодаря предпринятым государством мерам все они будут востребованы в нашей стране.
— Все это разительно отличает нас от западной либеральной модели. Мы знаем, что в среднем по Европе до 30 процентов ребят — безработные или же вынуждены работать не по профессии. Получая специальность программиста, инженера, они работают официантами либо же в других сферах обслуживания, — напоминает Сергей Клишевич. — Естественно, это не приносит счастья ни тому человеку, который мечтал заниматься программированием, а занимается развозом пищи, ни в целом государству. Государству важно, чтобы люди двигались к своей мечте и себя реализовывали. Если этого не происходит, в стране начинаются проблемы. В Европе мы наблюдаем постоянные митинги, забастовки, шествия, недовольства… Возрастает террористическая угроза, так как молодежь неустроенна и не видит своего будущего. А следовательно, становится легкой жертвой для всевозможных экстремистов.
Сказано. Президент Беларуси Александр Лукашенко: — Всегда волнуюсь, когда встречаюсь с молодежью. Всегда думаю о том, как вы воспринимаете нашу политику. Есть разные мнения, разные понимания жизни, но моя мечта в том, чтобы вы правильно оценили и правильно восприняли то, что сейчас происходит. (На церемонии награждения выпускников и преподавателей учреждений высшего образования, 28 июня 2024 года.)
Быть патриотом
Эксперты придают важность и патриотическому аспекту, в частности воспитанию молодежи. Мало дать образование, научить. Философ, политолог и публицист Алексей Дзермант делает акцент: если государство не будет заниматься молодежной политикой, ею займется кто-то другой, вложит в умы молодых людей свои ценности и смыслы.
— К сожалению, такое происходило и последствия мы видели. То, что молодежь — это наше будущее, понятно. Вопрос в том, какой будет эта молодежь, что у нее в голове, какие знания, готова ли она перенять эстафету руководства страной… Мы прекрасно знаем, что бывает, когда воспитанием молодежи занимаются оппоненты. Либо приходит поколение, которое отрицает предыдущие ценности и достижения (это мы видели во время распада Советского Союза), либо наши перспективные кадры просто перетягивают и паразитируют на них. Вот что произойдет, если мы сами не станем вкладываться в молодых людей. Их ценности и идеалы тогда попросту не будут соответствовать эпохе и вызовам, которые перед нами стоят.
Кадровый резерв
Депутат Палаты представителей, лидер Либерально-демократической партии Беларуси Олег Гайдукевич, говоря о воспитании молодежи и о том, выполняют ли вузы поставленную им по этому поводу задачу, подчеркивает: мы справляемся!
— Я смотрел на выпускников Академии МВД, Военной академии. На выпускников БГУ, пединститута, аграрного и других вузов. Молодые, сильные, патриоты! Просто красавцы! Элита страны, ее будущее.
Наши люди, которые отучились уже после событий 2020 года. Они любят Беларусь, они с удовольствием пойдут работать на ее благо. В будущем они возглавят различные министерства, ведомства, будут управлять, решать судьбу страны. Они пойдут на президентские выборы в 2025 году, 2030‑м, 2035‑м. Поэтому им и нужно уделять такое внимание. Ведь именно от них зависит, сохранится ли то, что мы сделали за эти годы, с момента обретения Беларусью независимости. Поэтому, глядя на прошедший выпуск, я оптимистично смотрю в будущее: с такими ребятами страну мы сохраним.
А желание других стран зазвать к себе наших выпускников — яркое подтверждение высоких стандартов белорусского образования. Но все-таки ничего и никогда не заменит Родину. Ты нигде так не нужен, как в своей родной стране. Ты делаешь вклад для внуков, правнуков, это все останется. А Запад хочет забрать наших специалистов — и поляки, и литовцы — в силу того, что у них отток, население уезжает. Но там не переживают за наших людей, не хотят для них хорошего будущего. Им надо только, чтобы наши специалисты работали в их интересах. Только вот когда они перестанут быть нужными, их просто выкинут. Такое тоже возможно. Нам хватит самих себя пинать. Надо гордиться. Нужно понимать, что у нас очень много того, что мы делаем лучше, чем другие страны.
Цифры и факты
Андрей Иванец, министр образования:
- В этом году у нас более 5,6 тысячи заявок от реального сектора экономики на подготовку целевиков, это более чем на тысячу больше, чем в прошлом году. Это еще раз подтверждает высокий спрос на подготовку специалистов по целевой форме обучения у заказчиков кадров.
- Те ребята, которые будут поступать на целевую форму подготовки, должны иметь средний балл аттестата не менее 7, это очень важное нововведение. Мы должны понимать, что целевик — это не только мотивированный абитуриент, но и хорошо подготовленный выпускник школы. Безусловно, это не коснется специальностей, которые входят в перечень наиболее востребованных экономикой, но вместе с тем и там будет организована соответствующая работа на самом высоком уровне.
- По всем специальностям должен быть обеспечен конкурс для заказчиков кадров. Простым языком говоря, если предприятие заказало себе 10 целевиков, то на экзамен должны прийти не менее 11 — 12 человек, чтобы состоялся именно конкурсный отбор, но опять-таки это не коснется тех ребят, которые будут поступать на специальности из перечня наиболее востребованных экономикой. Там достаточно конкурса в том количестве мест, которое будет заказано для целевиков.
- Что касается приема документов на дневную форму получения образования, то отличие от прошлого года заключается в том, что у нас фактически есть целый месяц для того, чтобы вузы уже сегодня начали работать с абитуриентами, которые сдали и централизованный экзамен, и централизованное тестирование и, соответственно, знают свои результаты, приглашая их на конкретные факультеты, конкретные специальности. И конечно, всех медалистов мы ждем в наших университетах, потому что они имеют право без экзаменов поступать в региональные университеты на перечень наиболее востребованных экономикой специальностей, в том числе и в столичные вузы.
- На каждого выпускника нашего университета либо колледжа — две-три заявки заказчиков кадров. Фактически идет борьба за этих выпускников. С одаренными ребятами выстроена индивидуальная профессиональная траектория: не только образовательная, но и выбор последующего места работы. У ребят, которые, например, в прошлом году поступили в вузы без экзаменов (выпускники детского технопарка), мы спрашиваем, насколько их удовлетворяют подходы и качество образования в университетах и взаимодействие с будущими заказчиками кадров. Все отмечают, что не просто учатся в университете, но и продолжают выполнять свои научные исследования, более тесно работают с предприятиями, для которых делали эти разработки. И они высказывают очень большую заинтересованность в том, чтобы продолжить эту траекторию, потому что она позволяет со школьной скамьи фактически наладить связь с будущей профессиональной жизнью.