Дело о геноциде. Вечная память жертвам войны
Фашисты и их приспешники за годы оккупации во время Великой Отечественной войны оставили на нашей родной земле огромное количество братских могил. Захоронения жертв нацизма продолжают устанавливаться по всей стране. Еще многие погибли в результате невыносимых условий труда, лишений и истязаний. 260 мест и лагерей массового уничтожения было в оккупированной Беларуси. Эти факты зверств против нашего народа продолжают будоражить сердца современного поколения.
В деле о геноциде, которое расследуется прокуратурой района, всплывают новые факты преступлений немецких захватчиков. Немыслимые вещи рассказывают свидетели тех событий. Все это зафиксировано в архивных материалах дела о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков на территории района. В списках убитых и угнанных в рабство за каждой цифрой стоит судьба отдельного человека. Известно, что еще до начала войны 17 июня 1941 года фашистским командованием был издан приказ, предоставляющий солдатам право грабить советское население и истреблять его. Давались конкретные указания, что и как делать. Развязывались руки убийцам. Но, рискуя своими жизнями, люди не сдавались, организовывали сопротивление врагу. Местное население партизан и подпольщиков во всем поддерживало. Но за любую связь с ними люди расплачивались собственными жизнями. Не щадили никого: ни стариков, ни младенцев.
Из воспоминаний Татьяны Петровны Павлюковой, уроженки деревни Высокая Грива:
«В нашей деревне немцы не стояли. Поэтому партизаны приходили ночью навещать свои семьи. Полицаи узнали про это. Днем пришли и всех уничтожили. Согнали в клуб и там сожгли. Убили семью Матроны Терещенко, женщина была в положении и с 4-летним ребенком на руках. Их отвели в сарай и расстреляли. Еще одну семью отвезли в лес и там расстреляли».
В октябре и ноябре 1941 года, вырвавшись из немецких концлагерей, советские военнопленные пробирались в свои селения. Полицаи устраивали на них облавы и вылавливали возле дорог. Многих расстреляли в саду возле чечерской средней школы, здесь нашли массу зарытых трупов пленных красноармейцев.
Из воспоминаний Сергея Петровича Крупенькина:
«В годы оккупации в Селянине было организовано хозяйство, где население заставляли работать на немцев. В обязанности детей входило приносить молоко. В деревню иногда приезжали не только немцы, но и итальянцы. Это были наглые и грубые воры. Их между собой люди прозвали «бобиками». Однажды в деревне послышались крики «Партизаны!», так этих «бобиков» как ветром сдуло. Трудно представить, сколько пакостей они сделали. Мы мальчишками были очень любопытными и отчаянными. Прослышали, что в Чечерске будут карать партизан и втайне от матерей собрались туда. Напротив Дома культуры были сооружены виселицы. Народу было собрано много. Привели двух партизан. Что-то говорили о сопротивлении новым властям и их повесили. Потом взрослые говорили, что один из полицаев говорил всем, что средняя виселица для него. Так и вышло, когда пришла Советская армия, его повесили. До нас доходило много слухов о расстрелах в Чечерске, Залесье и Бердыже. Никакой связи не было. Ни радио, ни газет, ни почты. Ничего не знали и о тех, кто ушел на фронт. Освобождение встретили с большой радостью. Начали приходить новости о тех, кто сражался на фронте. Конечно, они были разные. Все очень боялись казенных треугольников. В них были вести о смерти».
Из воспоминаний Василия Семеновича Блохова, уроженца деревни Будище:
«В то время когда немцы шли из России мне было 7 лет. Надолго они в деревне не остались. Они несли своих мертвых и раненых. Остановились в лесу и бросили их. Я и остальные дети пришли посмотреть – солдаты были еще в обмундировании. Мы взяли кепку и принесли показать матери. Времена были очень тяжелые, носить было нечего и мать сказала, что лучше бы мы взяли сапоги у солдат этих. На завтра мы снова туда пошли, но все живые ушли, бросили своих мертвых полностью голых. Потом их закапали, чтобы не растащили волки, их было очень много».
Жертвами страшной машины смерти – фашизма – усыпана наша родная земля. Это память и боль нашего народа. Нельзя допустить, чтобы коричневая чума снова пустила свои корни. Пришло время поставить точку в этом вопросе, а последователям нацизма ответить за преступления против человечества.
Татьяна ГОНЧАРОВА.