Судьба кубанской крестьянки Епистинии Степановой – боль всех матерей

Епистиния Степанова.

Во время Великой Отечественной кто-то погибал на передовой, кого-то враги замучили в фашистских застенках, кому-то выпало умереть на виселице. Так или иначе, каждый совершил свой большой или маленький подвиг, пожертвовав собою без раздумий.

А вот у матери-героини с Кубани Епистинии Степановой война отняла не одну, а девять жизней. У женщины было 15 детей, но некоторые умерли еще до оккупации: четырехлетняя Стефания обварилась кипятком, родились мертвыми мальчики-двойняшки, 15-летний Гриша не перенес свинку, в сарае угорела Вера. Родители смогли поднять на ноги лишь дочь Валентину и 9 сыновей, которых война и украла – во время революции белогвардейцы расстреляли Александра в отместку за помощь красноармейцам (а когда у Епистинии Федоровны и Михаила Николаевича родился еще один, последний сын, его назвали в честь Саши). Второй из детей – Федор – пал смертью храбрых у реки Халхин-Гол в 1939-м в боях с японцами. И это было лишь началом трагических потерь.

Страшное известие о нападении на СССР гитлеровской Германии ошеломило жителей села 1 Мая Краснодарского края. Вместе с другими односельчанами защищать свою родину отправились и дети Епистинии Федоровны – вначале Павел, за ним Филипп, потом Василий и Николай. Илью и Ивана призвали в один день. Дома оставался младший Александр, но и он после долгих просьб и настояний в военкомате ушел бить врага. Проводив сыновей на фронт, мать осталась ждать своих кровинок и писем от них. А они приходили еженедельно с короткими весточками из-под огня. И с каждым разом становились все реже и еще короче. А потом… Первую похоронку Епистиния Федоровна получила в 1943-м на Илью – погиб на Курской Дуге. Через полгода как гром с ясного неба – смерть Саши, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В одном из боев при форсировании Днепра он, командир, оставшийся единственным выжившим из подразделения, подорвал себя гранатой вместе с фрицами. Где-то у стен Брестской крепости сложил голову Павел. Партизанский разведчик Василий остался лежать под Днепропетровском. Здесь, на нашей белорусской земле под Смолевичами, покоится прах 28-летнего Ивана. А Филиппа фашисты замучили в немецком концлагере Форелькруц. Сердце матери сильнее кинжала поразило известие о гибели самого старшего – Николая. Но фронтовая почта ошиблась. Кавалерист 5-го гвардейского Донского корпуса вернулся домой, к жене и троим детям. Правда, с инвалидностью, отчего и умер раньше срока, так и не сумев оправиться от многочисленных ран.

О материнском подвиге Епистинии Степановой узнала вся страна. Ей шли письма со всех концов от совершенно незнакомых людей. Низкий поклон слали маршал Советского Союза Андрей Гречко и генерал армии Алексей Епишев, другие высокопоставленные чиновники. А женщина все плакала, плакала, плакала… Кубанская крестьянка Епистиния Степанова пережила 9 детей и умерла 7 февраля 1969 года. Она – олицетворение вех матерей-героинь, пример самоотверженного подвига и безграничной материнской любви.

Валентина ПРАНКЕВИЧ.

Фото автора.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика