Защищать свои интересы. Каким должен быть ответ на милитаризацию Польши и стран Балтии
Польша при военно-технической поддержке США намерена создать «самые мощные сухопутные войска в Европе». Милитаризация идет вовсю, и Беларусь это не может не беспокоить.
Бесконечные учения, модернизация инфраструктуры, планы по наращиванию численности вооруженных сил (а к 2035 году число военнослужащих у наших западных соседей должно увеличиться едва ли не вдвое), масштабное обновление техники с акцентом на современные образцы. Страны Балтии не отстают. Разбираемся, чего добивается Запад и как данные маневры могут повлиять на обстановку в регионе.
Сказано. Президент Беларуси Александр Лукашенко: — Общий объем финансирования программ технической модернизации польской армии до 2035 года предусмотрен в размере 133 миллиардов долларов. Знают ли поляки, что с каждого члена семьи, включая младенцев, вычтут до 4 тысяч долларов? Страны Балтии для укрепления военного потенциала основные усилия направляют на совершенствование военной инфраструктуры, увеличение военных расходов, наращивание боевого и численного состава национальных вооруженных сил, одновременно перевооружаясь на современные образцы военной техники… Очевидно, что территория Польши и стран Балтии целенаправленно превращается в военный плацдарм для его возможного задействования блоком НАТО. То есть сделано практически все, чтобы подготовить руководство альянса к решению применить военную силу. В том числе крайнюю военную силу. (Во время выступления на VII Всебелорусском народном собрании, 25 апреля 2024 года.)
Агрессивные планы
Оценить процесс милитаризации соседей нашей страны эксперт по национальной безопасности Александр Тищенко предлагает комплексно. Польша делает акцент на закупке самых современных боевых самолетов по всему миру, беспилотных летательных аппаратов, бронетехники, реактивных систем залпового огня и зенитных ракетных комплексов как иностранного, так и национального производства. Вильнюс и Рига уже сейчас выступают принимающей площадкой для пары десятков тысяч американского и немецкого контингентов. С украинской стороны вдоль границы уже дислоцированы 300 тысяч штыков ВСУ. Туда же планируется вклинить и французский гарнизон…
— Соотношение наступающих сил к обороняющимся с точки зрения военных стандартов обычно формируется на уровне 3 к 1, — объясняет он. — Именно эти тенденции, и даже со значительным превышением, мы наблюдаем со стороны Польши, Литвы, Латвии и Украины. В итоге натовские военные клещи вокруг Беларуси могут по численности дотянуть до миллионной группировки против белорусской армии. И это притом что у нас под ружьем стоит всего 60 тысяч. Перевес не в нашу пользу исчисляется в 15 и более раз. Варшава уже официально подтвердила стремление к формированию на общих рубежах перевеса сил и средств с наступательным характером.
Причем планы экспансии в отношении Беларуси настолько красноречивы, что они уже не помещаются под легендами об угрозе с востока. Только планы перевооружения Польши дают все основания оценивать эти приготовления как цель формирования ударной группировки на главном направлении военных интересов и устремлений блока НАТО. Ни характер вооружения, ни соотношение численности группировки, ни военно-политический ракурс приготовлений не могут определяться как оборонительная стратегия. Это уже силы и средства развязывания войны на новом направлении — со смещением театра военных действий с украинского плацдарма на балтийский. Во главе этой стратегии — США. Им срочно необходимо сдвинуть боевые рубежи поближе к границам России.
Полны политической решимости
Стремление Польши к милитаризации заместитель начальника факультета Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь по учебной и научной работе Андрей Богодель объясняет еще пониманием и осознанием того, что Соединенные Штаты Америки готовы втянуть Варшаву в конфликт. Польское руководство вроде и готово взять «под козырек» все «хотелки» своих заокеанских кураторов, однако история не даст соврать: любая война на территории наших западных соседей заканчивалась очередным разделом государства. Польша, отмечает военный эксперт, этого панически, на генном уровне, боится. Стоит ли опасаться Беларуси? Отвечая на этот вопрос, Андрей Богодель предлагает обратить внимание на опыт строительства в нашей стране Вооруженных Сил:
— Наша страна, затратив гораздо меньшие, чем Польша, денежные средства, создала себе военный потенциал, который гарантирует, что никакая Польша, никакие другие страны Запада на нашу территорию зайти не смогут. Те 300 тысяч мы уничтожим гарантированно.
Вопрос заключается только в политической решимости. А в политической решимости наших главнокомандующих я не сомневаюсь на все 100 процентов. И Польша это тоже прекрасно понимает. Поэтому их милитаризация — это их же защитная реакция. При этом у Польши есть и другие проблемы. Например, связанные с территориальными претензиями к самой Литве. В свое время они упустили Сувалкский коридор. А также — с Германией. Чьи, к примеру, Познань, Бреслау (Вроцлав) и Гданьск — вопрос на сегодняшний день открытый. Если немцы будут и дальше готовы выполнять функцию «ливерной колбасы» — это одно. Но если в Германии к власти придет потомок тевтонских рыцарей или прусских генералов, «заклятым друзьям» из Польши может мало не показаться…
Кто платит по счетам
Аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин тем временем обращает внимание на финансовую составляющую. За чей счет наши соседи проводят милитаризацию? Нужно ли это самое перевооружение жителям этих стран?
— Важно при этом осознавать, что ситуация в Польше, странах Балтии аналогична той, что в Украине. Политическую власть захватили те, кто ориентируется на Вашингтон. Получается, что и польский народ, и украинский стали заложниками этой политической и военной хунты, которая ориентируется только на одно: жертвуя своим народом, заработать как можно больше денег. Эти элиты ангажированы и очень коррумпированы. Они думают только о личных карманах, яхтах, виллах и коттеджах, и желательно не на территории Европы. Поэтому они готовы бросить в налоговую топку свой народ, когда все эти расходы кладутся непосредственно на плечи простых польских граждан, — констатирует Алексей Авдонин.
— К чему это в итоге может привести? Единственный итог — национально-освободительное движение, которое может подняться в Польше, и в странах Балтии, и в Украине. Которая наконец-то скажет: «Стоп. Хватит жить за счет нас, милитаризировать наш регион, наживаться на наших жизнях. Нам хочется мира и порядка».
Жесткая и принципиальная реакция
Наш ответ на милитаризацию — обновление двух стратегически важных документов. Речь о Концепции национальной безопасности и Военной доктрине, которые на минувшей неделе утвердило Всебелорусское народное собрание. Депутат Палаты представителей Национального собрания Александр Шпаковский, комментируя этот шаг, вспоминает и об обновлении Конституции, согласно внесенным изменениям в которую Беларусь сняла с себя безъядерный статус. Тактическое ядерное оружие Российской Федерации, напомним, на нашей территории присутствует уже.
— Чтобы в случае необходимости мы могли защищать наше государство. Крайне важным фактором в Военной доктрине является возможность превентивного использования военных средств для обороны Республики Беларусь. Это ни в коем случае не меняет характер белорусской внешней политики, она остается миролюбивой, мы исключаем агрессию со своей территории. Но в ответ на проверенную информацию о подготовке агрессии против нас мы можем решить данную проблему превентивными средствами, — говорит парламентарий. — Эти политические документы в своей открытой части доступны любому члену нашего общества, нашим зарубежным коллегам и тем, кто враждебно к нам относится. В отдельных посольствах и структурах сейчас внимательно изучают эти концептуальные документы и делают соответствующие выводы.
Да, миротворческая миссия нашей дипломатии общеизвестна. Да, мы стремимся к выполнению роли донора региональной стабильности, не претендуем на то, чтобы поменять конституционный строй у наших соседей. Но мы будем жестко и принципиально защищать наши интересы.