О духовном наследии: традиционная иконопись Чечерщины

Фото из архива.

Древние белорусские образы с оттенком европейской живописи или бабичские иконы – это уникальные артефакты духовного наследия нашей страны, интерес к которым не угас у исследователей и до наших дней. Столетия назад их создавали на чечерской земле, а сегодня историко-этнографический музей сохраняет это наследие бабичский мастеров для будущих поколений.

Бабичские иконы не имеют богатых окладов. Золочения практически отсутствует. Почему так? Потому что писались они для простых людей и оформлялись на простых досках – двух-трех, скрепленных между собой специальными скобами.

В конце XX века жили последние мастера знаменитой крестьянской династии иконописцев Бабичей – Владимир и Гавриил Гераковы.

Несомненно, иконописная традиция имела глубокие корни, о чем свидетельствует в частности образ «Сошествие во ад», который в настоящее время сохраняется в Национальном художественном музее. Ранее икона находилась в Преображенской церкви и была вывезена в 1978 году. Произведение создано неизвестным мастером. Но имеется надпись, что икона подарена Иоаном Саковичем храму Воскресения Христова в 1678 году.

Следует отметить, что при строительстве в XVIII веке трех православных и одного католического храма в Чечерске использовалась для росписи живопись итальянской школы и в каждом храме хранилось по два образа: «Вознесения Господне» и «Успение Божьей Матери». Но мало кому известно имя еще одного возможного иконописца. В д.Рудня-Нисимковичская хранился образ «Архангела Михаила», надпись на котором говорит о том, что он был подарен в каплицу этой деревни неким Якубом Рудником. К слову, Рудня-Нисимковичская – один из населенных пунктов Чечерщины, в котором ранее проживало население католической веры. Поэтому можно предполагать, что свой вклад в процесс создания традиционной бабичской иконописи внесли как местные, так и приезжие мастера, представители разных конфессийных групп. Да и сам граф Чернышев, владелец Чечерска, взял под опеку и иезуитскую миссию, которая размещалась в тот период в городе.

Писались иконы и по заказу обычных крестьян. Для сельских жителей важно было верить в заступничество святых покровителей, которые могли избавить их от болезней или помочь с урожаем. Сохранилась и особо почитается старинная икона, на которой изображены святые покровители домашних животных и пчел. Это образ «Зосима и Савватий Соловецкие». Иконописец изобразили рядом с ними и Святого Власия – покровителя скотоводства. По всей видимости, был определенный заказ крестьянина, который, возможно, занимался разведением скота. Сами же святые Зосим и Савватий – покровители пчеловодства, а с этим занятием связана одна из легенд о происхождении названия города. Осевшие на здешних землях радимичи, поселение которых находилось на месте современного городского парка, занимались бортничеством. Слово же «чечер» обозначало «воск». Отсюда, есть версия, и пошло название города.

Важно понимать, что своеобразная особенность этих памятников духовной культуры не могла создаться на пустом месте и развиваться в работах только одного поколения мастеров. Она позволяет предполагать о том, что творчество братьев Гераковых и других – это продолжение традиции, которая имеет глубокие корни.

Иконы из фондов историко-этнографического музея.

Народная бабичская икона органически впитала в себя все культурные достижения и представления как национальных, так и общечеловеческих художественных ценностей. И вместе с этим она воплотила надежды простого народа, его вечные стремления к постижению истины, высоким идеалам, красоте, духовности. Это неотъемлемая часть драгоценнейшего наследия нашей национальной культуры.

Чечерский историко-этнографический музей.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика