Совет специалиста: о воспитании детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Татьяна Дворецкая.

В последнее время специалистами все больше поднимается такая проблема, как синдром дефицита внимания и гиперактивности. О том, как распознать его и вести себя родителям и окружающим, наш разговор с директором центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Татьяной Дворецкой.

– Татьяна Николаевна, есть мнение, что СДВГ – это диагноз, который выдумали родители невоспитанных детей. Раскройте, пожалуйста, суть этого понятия.

– Данный сидром является неврологическим расстройством, которое может оказывать значительное влияние на поведение, обучение и социальные взаимодействия детей. Речь идет о дефиците психических функций внимания ребенка, невозможности долго сосредоточиваться на одном задании. Кроме того, у таких детей нарушены функции внутреннего контроля за речевой и двигательной активностью: они геперактивны, не соблюдают социальные условности, их поведение неуместно. Еще одна проблема СДВГ – крайняя нетерпимость, импульсивность: эти дети постоянно перебивают других, отказываются выполнять задание, если у них не получилось сразу. Важно понимать: ребенок гиперактивен не потому, что у него много энергии, а потому что ее у него мало. Например, он может внимательно слушать учителя только непродолжительное время, а потом идет перегрузка – и он начинает раскачиваться на стуле. И причина не в плохом воспитании. Ему просто необходимо подвигаться, чтобы сбросить напряжение. У него по-другому работает мозг, и он в этом совершенно не виноват.

– А по каким признакам можно еще распознать этот синдром?

– К характерным симптомам нарушения внимания относят то, что ребенок не может сосредоточиться на деталях, допускает много ошибок, с трудом концентрируется при выполнении школьных и других заданий, как будто не слушает обращенную к нему речь, не может придерживаться инструкций и довести дело до конца, не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий, часто теряет свои вещи, легко отвлекается и проявляет забывчивость.

– Что под собой подразумевает гиперактивность и импульсивность?

– Ребенок часто совершает беспокойные движения руками и ногами, ерзает, не может усидеть на месте, когда это необходимо, часто бегает или куда-то забирается, когда это неуместно, не может тихо, спокойно играть, отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь, не может дожидаться своей очереди, перебивает других, а также болтлив и несдержан в речи.

– Расскажите об особенностях воспитания ребенка с СДВГ.

– Конечно, большинство стандартных методов в этом случае не работают. На таких детей можно воздействовать только, давая ему дофамин – «гормон удовольствия», который у него в дефиците. Другими словами, надо договариваться с ним о поощрении после выполнения задания. Также родителям можно использовать такие приемы, как помощь, подкуп (незамедлительное поощрение) и переключение. Ругать его ни в коем случае нельзя. Это может спровоцировать состояние «ступора».

– Какие бы Вы дали рекомендации родителям и педагогам, которые помогут лучше понять и поддержать таких детей?

– Нужно понимать, что ребенок нуждается в установлении четкого распорядка дня и следует придерживаться его. Регулярность и предсказуемость помогают детям с СДВГ чувствовать себя более уверенно. Обязательно организуйте пространство: уберите лишние отвлекающие факторы и создайте специальное место для учебы. Чаще используйте похвалу и награды за достижения. Это поможет увеличить мотивацию и самооценку ребенка. Устанавливайте четкие и реалистичные цели, чтобы он мог видеть свои успехи. Практикуйте активное слушание. Позвольте ему делиться своими мыслями и чувствами без осуждения. Не лишним будет обучить ребенка навыкам саморегуляции, таким как дыхательные упражнения или техники релаксации. Педагогам необходимо адаптировать методы обучения с учетом его индивидуальных потребностей и сильных сторон. Включать физическую активность в учебный процесс. Это поможет детям сосредоточиться. Бесспорно, сотрудничество между родителями и педагогами играет ключевую роль в создании позитивной и поддерживающей среды. Безусловно, воспитывать ребенка с СДВГ очень нелегко, но в таких детей надо верить, им это очень важно.

Беседовала Алла КИСЕЛЕВА.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика