Международный день памяти жертв преступления геноцида: на Чечерщине жестокость гитлеровцев оставила свой след
В нашей стране делается все, чтобы не забыть о той страшной трагедии. В Чечерске о зверствах фашизма напоминают памятные места. Среди них – памятный знак сожженным деревням Чечерского района в годы Великой Отечественной в центре города. Его открыли накануне Дня Победы в 2024 году.
На плитах памятного знака нанесены названия 14 полностью сгоревших от вражеского огня населенных пункта. Так, поселок Гута (Гута Осиновская) сожжен в июле 1942 г., поселок Новая Деревня – в августе 1942 г., деревня Осиновка – в октябре 1942 г., деревня Зеленая Поляна – в июне 1943 г., поселок Ключевой – в августе 1943 г., поселки Гаек, Гудок и деревни Залесье, Добрынь – в сентябре 1943 г., поселки Высокая Грива, Заложье, Репище – в октябре 1943 г., деревни Подыгрушка, Причалесня – в ноябре 1943 г.
Фашисты за время оккупации частично сожгли еще 84 населенных пункта. Всего было уничтожено и разрушено 5026 крестьянских дворов. В деревне Бабичи каратели сожгли 216 дворов, в Будище – 126, в Себровичи – 81, в Слободке – 13, в Каменке – 50, в Городовке – 35, в Беляевке – 175, в Глубочице – 28, в Оторе – 100…
Два февральских дня 1943 года остались навечно в памяти выживших очевидцев и местных жителей Будища. Они рассказывали, что в ночных сумерках деревню окружили группа карательного отряда и 90 полицейских прислужников, а на рассвете начали сгонять все население в колхозный клуб. Свой злой умысел звери исполняли быстро, без всякого промедления. Отделили 26 стариков, детей и женщин, всех, кто не мог им оказать сопротивления, завели в клуб и подожгли на глазах у остального населения. Вокруг стояла охрана и наблюдала. Тех, кто пытался спастись, избивали, отдельных расстреливали и обратно бросали в огонь. Но на этом все не закончилось, 11 человек насильно были угнаны в немецкое рабство. Всего в этот день убили 52 человека. В их числе и 4 маленькие жизни: Аня, Вася, Ваня Петроченко и Таня Мельникова.
Из протокола допроса Павла Андреевича Маслова, уроженца Залесье: «В начале сентября 1943 года, в связи с отступлением немецких войск под ударами частей Красной Армии, прибыл немецкий саперный батальон №383. По прибытии этого батальона, немцы, для того чтобы не оставлять частям Красной Армии, по левой стороне реки Сож начали жечь деревни и угонять скот. Так солдатами и офицерами этого батальона сожжены деревни: Каменка, Беляевка, Залесье, Городовка. 25-26 сентября 1943 года первый эшалон немецких войск занял укрепления, подготовленные саперным батальоном № 383, а сам батальон отступал западнее Чечерска в деревни Слобода, Глубочица, Причалесня. Прибыв в эти деревни, начали их сжигать и убивать мирных жителей. Так в сентябре-ноябре 1943 года были полностью сожжены деревни Отор и Причалесня. Частично сожжена деревня Глубочица. В этой деревне солдатами саперного батальона было собрано около 25-30 человек мирных советских граждан, в том числе женщин, детей и стариков, которых заперли в доме возле сельского совета и сожгли их всех».
В рассекреченных материалах о злодеяниях фашистских захватчиков имеются показания двух очевидцев, местных жителей Глубочицы Николая Новикова и Петра Чвырова. Николай рассказывал, что в середине ноября 1943 года все население деревни было эвакуировано, а некоторые все же остались, не захотели уезжать. В тот злополучный день 15-летний парень успел спрятаться в бане и слышал, как на краю деревни стреляли. Потом он заметил 10 солдат в немецкой форме, которые ходили по домам и отыскивали людей. И если кто-то оказывался там – расстреливали на месте. Люди прятались, где могли. Кто-то в огороде, кто-то в других укрытиях. Всего немцы позже нашли 28 человек, в основном стариков и детей, собрали в пяти домах, закрыли и подожгли. В этом пожарище оказалась и мать Николая Новикова, Мария. Женщине было 42 года.
Петр Чвыров потерял в страшном пожарище 3 детей и жену Марину. Сам Петр успел спрятаться в окопе.
Три года назад Генпрокуратура возбудила уголовное дело по факту геноцида белорусов во время Великой Отечественной войны. В основу легли сведения о гибели миллионов людей от рук немецких оккупантов и их пособников. Каждое обвинение документально обосновано. Архивные материалы, сводки карателей, показания очевидцев. Уже установлено и допрошено более 19 тысяч человек, половина – потерпевшие, в том числе бывшие узники лагерей смерти. Помимо этого велись раскопки в местах массового уничтожения мирного населения. Уголовные дела направляются в Верховный Суд.
Открываются новые жуткие факты. До этого считалось, что за годы оккупации сожжено полностью либо частично более 9 тысяч белорусских деревень. Сейчас известно о 12 тысячах. И это не финал. Работа будет продолжаться, чтобы предотвратить подобные преступления против человечности и восстановить историческую справедливость.