До 30-х годов прошлого столетия в Нисимковичах действовал Свято-Георгиевский храм
Чем известен населенный пункт Нисимковичи? Каждый, кто хоть мало мальски знаком с историей Чечерщины, без запинки ответит – древними курганами.
Согласно письменным источникам селение Нисимковичи известно с XVI века. Однако люди в этой местности обосновались гораздо ранее. Археологи обнаружили возле Нисимкович городище II и V веков до нашей эры, могильник XIII века и 16 насыпей рядом с городищем, а также могильник X – XIII веков из 27 насыпей. Чаще всего в них находили орудия труда, керамику, украшения и захоронения людей.
Но не только курганы хранят память о прошлом этих мест. На нисимковичских землях когда-то был православный церковный приход, а с ним велась и христианская жизнь. Что же отразили исторические документы, касательно этого периода? «При деревне Онисимковичи в обоих инвентарях (имеются ввиду инвентари Чечерского староства 1704 и 1726 годов – примечание автора) показано, что «под попом Аскрысенским (Воскресенским – авт.) были четыре пустоши. Имелся ли здесь самостоятельный храм или священник Воскресенской церкви из Чечерска арендовал четыре пустоши – неизвестно» – такие строки находим в «Историко-юридических материалах, извлеченных из актовых книг губерний Витебской и Могилевской, хранящихся в центральном архиве в Витебске и изданных под редакцией архивариуса сего архива Дм.Ив.Довгялло. Выпуск 28. Витебск. Губернская Типо-Литография. 1900. С. VII). А в издании «Историческое известие о возникшей в Польше унии. Николай Николаевич Бантыш-Каменский. 1805. Москва. Реестр монастырей и церквей Греко-Российской веры в разные времена на унию насильно отнятых в повете Речицком (18-й век). С.448)» говорится о том, что в унию Нисимковичский храм перешел 13 сентября 1743 года. То есть можно сделать вывод о том, что до указанной даты приход существовал, и он был православным. В унию перешел и настоятель Михаил Шимкевич, который в поздних документах упоминается как Шимкович. Кто служил до его назначения – неизвестно.
В Православие приход был возвращен в 1781 году. В ведомости при рапорте от 7 июля 1781 года преосвященного Георгия, епископа Могилевского под номером 23 указана «Несымковицкая» церковь. Информация об этом опубликована в «Могилевских епархиальных ведомостях» за 1903 год в №1/2 в неофициальной части, в разделе «Материалы для истории воссоединения униатов в Белоруссии 1780-1795 годов (Списки воссоединенных церквей)» С.10. В этом же издании на С.8 находим пояснение того, как происходил данный процесс. По некоторым соображениям правительство императрицы Екатерины II тормозило присоединение униатских приходов к Православной церкви. Между тем многие униаты неотступно просили об этом. Святитель Георгий Конисский настойчиво ходатайствовал за них. Владыка сделал надлежащее представление при проезде через Могилев в конце мая 1780 года. Императрицей Рескриптом от 2 июля этого же года на имя намесника Белоруссии графа З.Г.Чернышева позволено было назначать православных священников к вакантным униатским церквям, если того желали прихожане. Результатом стало присоединение многих униатов.
По данным ревизии Нисимковичской Георгиевской церкви, произведенной Могилевской духовной консисторией в 1811 году, известно, что священником в этот период на приходе был о.Тимофей Павлович Шимкович, сверх штата с 1802 года служил и священник о.Павел Михайлович Шимкович. По клировой ведомости 1815 года при церкви числился второй священник Филипп Васильевич Пятибоков. В 1824 году в Нисимковичах построили новую деревянную церковь, в 1839-м рядом с ней возвели колокольню, также деревянную. В 1874 году храм и колокольню капитально отремонтировали и покрыли железом. Эта работа была выполнена на средства прихожан. По данным 1824 года о.Тимофей Шимкович отошел ко Господу, а здешним настоятелем стал о.Филипп Пятибоков. В 1828 году указом Могилевской консистории вторым священником назначен о.Иоанн Прокофьевич Хондожевский. В 1832 году настоятелем стал о.Яков Пиневич. В 1836 году о.Яков переехал на служение в Черниговскую епархию, а в Нисимковичах временно должность священника стал исполнять диакон Владимир Шимкович. В 1836 году в Нисимковичский приход возглавил о. Петр Георгиевич Хорошкевич. В апреле 1838 года здешним настоятелем назначили и рукоположили в сан священника диакона Владимира Шимковича. 18 января 1853 года очередным здешним настоятелем назначен о. Федор Игнатьевич Мигай.
По данным 1857 года в состав прихода входили село Нисимковичи (556 душ крестьян обоего пола), деревни Рудня-Нисимковичская (136 душ), Волосовичи (325 душ), Будище (564 души), Сидоровичи (242 души), Загорье (142 души) и Беляевка (336 душ). В числе жителей прихода имелось несколько семей отставных военных из нижних чинов и большое количество католиков. По данным 1895 года в приходе числилось 1836 душ мужского и 1855 душ женского пола, а по данным 1897-го – 1980 душ мужского и 1981 душа женского пола; в состав прихода в это время входили село Нисимковичи и деревни Рудня-Нисимковичская, Сидоровичи, Волосовичи, Будище и Загорье.
11 марта 1898 года о. Федор Мигай умер. На его место 2 апреля был определен учитель о.Иван Пушкин. Однако побыл он настоятелем совсем недолго и его сменил 26 апреля о. Михаил Федорович Рацевич. После 1925 года сведений о священниках не найдено.
Нисимковичскую Свято-Георгиевскую церковь закрыли в начале 30-х годов прошлого столетия и стали использовать под склад для зерна. В 1938 году церковное здание сгорело. Сегодня на месте, где когда-то был храм, расположены жилые дома и небольшой пустырь, на котором в 2013 году был установлен памятный крест с информационной табличкой. Судьба Свято-Георгиевского храма в Нисимковичах – одна из страниц истории Чечерщины, наше общее наследие и память.
Подготовил настоятель прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы в аг.Ботвиново иерей Александр Хамылевский.
В публикации использованы
материалы церковно-исторической комиссии
Гомельской епархии.