Татьяна Василенко в мирное время стала жертвой фашизма

Татьяна Василенко

Роковое событие, одномоментно оборвавшее юные мечты, чечерянка Татьяна Василенко помнит как сейчас. Огненная вспышка разорвавшегося в руках боевого снаряда прокатилась по ее судьбе кровавым эхом войны, разделив жизнь на до и после.

Рожденная уже в мирное время, Татьяна Яковлевна стала жертвой фашизма. Следы минувших сражений были разбросаны по всей земле – на полях, по опушкам в старых окопах, на картофельных сотках. Они несли в себе боль, горечь и смертельную опасность. Одна из таких опасностей настигла 11-летнюю девочку из Волосович в злосчастном сентябре в начале 1960-х. В тот день Татьяна не пошла в школу, и мама попросила ее отнести узелок с едой отцу на луг, где он пас стадо коров. На обочине дороги девочка заметила блестящий предмет. Это оказался пулевой патрон военного периода. “Вот здорово, будет моим братикам свистулька”, – обрадовалась она и положила находку в карман. Передав узелок отцу, Таня присела неподалеку, достала зловещую игрушку и стала ее ковырять металлической шпилькой, очищая от земли. Удар, второй, третий… Очнулась она уже в больнице: лицо, шея и руки в бинтах, тело пронизывала страшная боль. Девочка лишилась нескольких пальцев и потеряла глаз. Операция за операцией и – жизнь ребенку врачи спасли, но полноценное здоровье вернуть не смогли. Подлечив, Татьяну направили в Юровичский специнтернат для детей-инвалидов. «Чего только я там ни насмотрелась, – качает головой женщина. – Малыши и подростки без рук, без ног, с множественными травмами, полученными в схожих с моей ситуациях. И сегодня вспоминать об этом жутко…» Чтобы этого не видеть, мать Татьяны Яковлевны настояла на переводе дочери в детдом в Речицу.

Говорят, время лечит. Да, телесные страдания немного поутихли, и нужно было жить дальше. После 8-го класса Татьяна Василенко поступает в библиотечный техникум и по распределению возвращается на Чечерщину. Работала в Меркуловичской и районной библиотеках, а до выхода на пенсию и еще несколько лет – в первой городской школе. С 1969 по 2009 годы – с книгами и людьми. Это общение компенсировало ей недостатки в личной жизни. Замуж Татьяна Яковлевна так и не вышла: не хотела терпеть укоры за свою травмированную внешность. Своих детей тоже нет, зато все материнское тепло и любовь она отдала племянникам. И они отвечают ей тем же. На днях осыпали поздравлениями тетю с 75-летием. Правда, пышного праздника не состоялось. Когда Татьяна Яковлевна похоронила последнего из четверых братьев, песни в ее квартире стихли. “Я теперь больше плачу, – призналась юбилярша. – Вспоминаю прошлое, гляжу, как в Украине люди гибнут, и сердце разрывается: жалко тех и этих. А тут еще и здоровье стало подводить. Но на судьбу не жалуюсь. Меня окружают хорошие люди. Спасибо им за участие и добрые слова”.

Война для инвалида 3-й группы Татьяны Василенко не закончилась. По прошествии 60 с лишним лет как напоминание о ней – застрявшие в теле осколки. Периодически организм отталкивает чужеродные предметы, и металлические крошки выходят наружу на веках и шее, на лице и губах. И только сила воли и безграничный оптимизм да еще забота окружающих и поддержка государства помогают высоко держать голову, выстоять и не сломиться.

Валентина ПРАНКЕВИЧ
Фото автора

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика