Геноцид белорусского народа: семья Кожемякиных

На мемориальной плите памятника скорбящей матери на Лысой горе выгравированы имена Григория Кожемякина и членов его семьи. Вместе с другими жертвами геноцида они были расстреляны фашистами.

До войны Кожемякины жили в Себровичах. Глава семейства работал председателем колхоза, что потом и стало причиной гитлеровской расправы с семьей коммуниста. Григорий Никитович был арестован по доносу полицаев. Жена с двумя детьми успела спрятаться, но долго укрываться от гнева врага не смогла. По той же предательской кляузе, совершенной одной из родственниц, Евдокию Захаровну с 14-летним сыном Павлом и младшей дочерью Людмилой схватили и заключили в подвалы городской ратуши. А вскоре расстреляли. Это произошло утром, когда еще роса не успела высохнуть на свежей зеленой траве. Заключенных вместе с такими же несчастными мирными жертвами построили в колонну и погнали к противотанковому рву. Когда сестре Евдокии Кожемякиной – Улите – сообщили, что родственников повели на «лысуху», она бросилась следом. Но проститься с родными не успела… На Лысой горе уже никого не было, лишь только земля, которой присыпали тела, еще шевелилась и «дышала». Окаменев от ужаса, Улита Захаровна стояла, и из ее глаз текли горькие слезы. Вдруг к женщине подбежал находившийся в это время поблизости пастух и тихо промолвил: «Уходите, быстро, иначе и вас настигнет та же участь!»

У супругов Кожемякиных был еще один ребенок – старший сын Михаил 1922 года рождения. Перед войной его призвали в ряды Вооруженных Сил СССР и направили на обучение в военно-морское авиационное училище им. Леваневского, располагавшееся в украинском городе Николаеве. Запасшись необходимыми летными знаниями, молодой курсант получает звание младшего лейтенанта и в 1943-м направляется на фронт оттачивать мастерство пилота и бойца Красной Армии. Его служба проходила в 17-м корректировочном звене военно-воздушных сил Черноморского флота. Помогая советским пехотинцам и танкистам, сражавшимся с неприятелем на земле, он громил врага с воздуха. Как и все юные сердца, был горяч, нахрапист и часто шел на излишний риск. Воевал с азартом и упорством, вымещая на врагах все зло и ненависть в отместку за смерть близких. Но однажды и сам не вернулся из боя. Случилось это 24 сентября 43-го – летчик Кожемякин был сбит истребительной авиацией противника в небе над Керченским проливом Крымской АССР. Тело отважного пилота и комсомольца предали земле там же, а имя героического аса занесли в Книгу Памяти города Севастополя.

В этой семье война отняла еще одну жизнь: с фронта не вернулся брат Евдокии Захаровны – Игнатий. И сегодня мы безгранично благодарны тем, кто глядел в глаза опасности и сложил свою голову за нашу свободу, преклоняемся перед памятью убитых и замученных жертв фашизма, и искренне о них скорбим.

Валентина ПРАНКЕВИЧ.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика