Своевременное обращение к специалистам быстрее даст положительный результат
В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и в других учреждениях образования района оказывают помощь детям, имеющим нарушения речи. Как организована деятельность в этом направлении, наш разговор с учителем-дефектологом центра Анастасией Ковгановой:
– В первую очередь отмечу, что многие факторы и процессы могут привести к нарушениям в речевом развитии. Спровоцировать их может и недостаток общения со стороны родителей, которые порой свое внимание замещают гаджетами. Для малышей же нужно, чтобы с ними просто общались, читали сказки, тем самым развивая их слуховое восприятие. Но в любом случае, если вы замечаете какиелибо отклонения в развитии ребенка, либо у него нет отклика на контакт с вами, лучше прийти на обследование в центр, где созданы все условия для диагностики, которую совместно проводят учитель-дефектолог и психолог. Не стоит бояться. В нашем учреждении для деток до трех лет предусмотрена ранняя комплексная помощь. Главное не упустить время. Ведь, как показывает практика, многие родители не обращаются своевременно, ошибочно полагая, что все само собой разрешится. Но, бывает, что речевые нарушения сопряжены с более серьезными проблемами. Многие состояния поддаются коррекции. Комплексная помощь педагогов, медицинских работников и других специалистов дает результат. Он во многом зависит от родителей. Положительные сдвиги будут, если они принимают в этом процессе активное участие и выполняют рекомендации. Еще должны понимать, что сиюминутно проблему не решить. Это кропотливая работа. Если требуется, мы советуем посетить другие специализированные учреждения областного или республиканского уровня. Всего в районе 25 опытных учителей-дефектологов, которые трудятся во всех школах и детских садах в городе, а также в Оторской, Ровковичской, Залесской и Ботвиновской школах. В центре несколько раз в неделю мы занимаемся с ребятами в том числе из сельских населенных пунктов. Для детей дошкольного возраста, имеющих проблемы со звукопроизношением и незначительные нарушения речи, созданы пункты коррекционнопедагогической помощи. Ребята с более стойкими и тяжелыми нарушениями посещают интегрированные группы, а при необходимости с ними продолжается работа и в школе. К сожалению, наблюдается негативная тенденция по увеличению количества дошколят в таких группах. Если два года назад их было 21, в прошлом – 36, то в этом их – 46.
Наша задача – помочь воспитанникам на раннем этапе, чтобы предупредить возникновение сложностей с обучением в школе, например, нарушения чтения, письма. После многоступенчатой системы диагностики мы разрабатываем индивидуальные программы коррекционнопедагогической помощи с учетом потребности каждого воспитанника, его возможностей и потенциала. А чтобы выстроить ее эффективно, нужно владеть знаниями и компетенциями во многих дисциплинах. Если учитель в школе знает только свой предмет, то у нас каждый ученик – отдельный предмет. Поэтому мы непрерывно находимся в поиске новых методик и технологий в работе, самосовершенствуемся и повышаем профессиональный уровень на различных площадках по обмену опытом. В целом центр коррекционноразвивающего обучения и реабилитации координирует всю систему специального образования в районе. Потому всегда делимся передовыми наработками с коллегами района и оказываем им необходимую методическую помощь. Многое делается и для того, чтобы занятия проходили интересно и разнообразно. Материально-техническая база постоянно пополняется, в том числе и благодаря спонсорской помощи.
Алла ЕВДОКИМЕНКО.