Чернобыль и мы: в воздухе пахло весной и печалью

Виктор Гулевич.

После аварии на Чернобыльской АЭС в первом эшелоне участников ликвидации последствий катастрофы в Брагинский район отправился на помощь пострадавшим житель Нисимкович Виктор Гулевич.

На тот момент уроженцу Рудни Нисимковичской было 36 лет. Как и многие другие, принимавшие участие в спасательной миссии, Виктор Николаевич не представлял масштаба и всей серьезности последствий трагедии, случившейся в апреле 1986 года. Молодого водителя в группе таких же командированных ознакомили с ситуацией, выдали путевой лист и поставили задачу – вывезти из 30-километровой зоны весь скот совхоза «Слободской». Ликвидаторам предложили расположиться для временного проживания в любом из домовладений деревни Слобода. Вместе с Виктором Николаевичем транспортировкой животных на мясокомбинаты в Жлобин, Калинковичи и Гомель занимались Александр Шкаленков из Бабич, Павел Лопухов из Волосович, водитель совхоза «Сож» Иван Василенко и другие. От каждого района области было по несколько грузовиков. Машины курсировали туда-сюда круглые сутки. Ходку за ходкой делал на ГАЗ-53 и Виктор Гулевич, до отказа загружая кузов крупнорогатым поголовьем, телятами и другими сельскохозяйственными животными.

– На мясокомбинате мы проходили тщательную мойку и дезинфекцию автомобилей, – вспоминает мужчина. – А после нескольких минут отдыха снова за руль и – в обратный путь. Мы «квартировали» в избе лесничего. Она была по окна вырублена из дуба, с баней и хозпостройками, двор выложен асфальтом. А за огородом – Днепр, за которым видны силуэты Чернобыльской электростанции. Кормили нас в столовой, первое время даже выдавали по сто грамм спиртного. В зону никого из посторонних не впускали. Пресечение фактов проникновения мародеров и иных лиц осуществляли наряды милиции. Из нашего района ходили в патруль Иван Гулевич, Вячеслав Гербоносенко и другие. А вокруг бушевала весна, в палисадах пестрили цветы. На грядках уже начала созревать клубника и мы ее с удовольствием ели, не подозревая об опасности, которую она в себе таила. Да и в целом страха никакого не чувствовали. Радиации ведь не видно, она ничем не пахнет. Только жутковато было видеть наспех брошенные дома. Мебель и вещи остались нетронутыми, на подоконниках ящики с рассадой томатов и перцев, комнатные растения. В погребах – картофель, закатки и консервации. По улицам бегали брошенные хозяевами коты, собаки. Печальная картина… А места там красивые, только все пошло прахом.

На зараженной радионуклидами территории Виктор Николаевич пробыл около двух недель. А воспоминаний хватило на всю оставшуюся жизнь. Ликвидатор посвятил водительскому труду на Чечерщине без малого 45 лет, и еще 8 будучи на заслуженном отдыхе. Отдал крестьянским заботам силы и здоровье. И, хоть сегодня в свои почтенные 75 без таблеток – никуда, все же искренне радуется каждому новому дню, успехам детей и внуков, охотно трудится на приусадебном участке. И вместе с супругой Татьяной Петровной, с которой прожили в браке более 50 лет, обустраивают семейный быт, поддерживают гармонию и лад.

Валентина ПРАНКЕВИЧ.

Фото автора.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика