По следам утраченного: трагическая судьба деревни Дудичи и сельского Свято-Никольского храма

Памятный крест на месте Дудичского храма.

Судьба православного храма в деревне Дудичи трагическая, как, впрочем, и самого населенного пункта. Святыня была утрачена 19 марта 2002 года – здание уничтожил пожар. Сама деревенька полностью опустела в результате чернобыльской катастрофы: жителей переселили в экологически чистую местность. Но ее прошлое – это наше драгоценное наследие.

Населенный пункт Дудичи известен с XVI века как селение в Речицком повете Минского воеводства Великого княжества Литовского. Обозначен в инвентаре (к слову, инвентарями называются описи магнатских владений Речи Посполитой XVI – XVIII веков) Гомельского староства 1640 года. Согласно инвентарю 1704 года в Дудичах было 3 дыма (крестьянских двора), в 1726 году – 8 дымов, мельница и рудник, сукновальня и круподробилка. В 1752 году упоминается в актах Главного литовского трибунала. Согласно описи 1765 года – 35 дымо в, трактир, 2 мельницы, сукновальня. После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году Дудичи вошли в состав Российской империи. В 1867 году здесь открылось народное училище. С 1870 года действовала Николаевская церковь. Это сообщает ресурс ru.wikipedia.org/wiki/Дудичи_(Чечерский_район). Однако по поводу того, когда же здесь начал действовать храм, есть несколько версий. На дату постройки в 1672 году указывает учетная карточка на церковь, составленная для канцелярии Минской епархии в 1947 году (Архив Минского епархиального управления, фонд 1, опись 3, дело 369, Л.1). Но еще нужно обратить внимание на факты, изложенные в «Путевых заметках при обозрении церквей Могилевской епархии Преосвященным Мисаилом , Епископ Могилевским и Мстиславским в 1897 году». Владыка отмечал, что храму 200 лет со дня основания. Как видим, это очень близко к 1672 году, но все же расхождения в датах есть. «Путевые заметки…» не указывают на конкретный период, а только на предположения епископа. Примечательно и то, что первым священником по документам Полоцкой униатской консистории (по данным на 8 июня 1764 года) был Иустин Платонович Бекаревич. Все это, повторюсь, очень близкие по годам друг к другу обстоятельства. Но все же дата постройки Дудичской Свято- Никольской церкви остается открытой.

Храм в Дудичах.

Каким же был храм в те далекие времена, кто были его настоятели? Дудичская церковь перешла из унии в Православие в 1781 году. В «Могилевских епархиальных ведомостях» 1903 года, часть неофициальная, с. 9-10 в рапорте епископа Могилевского Георгия от 7 июля 1781 года говорится о ведомости, которая была представлена Святейшему Синоду. В ней были показаны воссоединенными 66 церквей, и за номером 24 обозначена Дудичская. Отец Иустин также перешел в Православие в 1781-м и продолжал служить до 1802 года. Затем вышел за штат. В 1814-м году он скончался. В 1811 году приход возглавляет его сын – о.Федор Иустинович Бекаревич. Отец Федор отошел ко Господу в 1831 году. Затем по 1837 год дудичскую паству окормлял о.Яков Рыжков. В 1838 в Свято- Никольском храме новый священник – о.Петр Хорошевич. В 1850-м настоятелем прихода назначают о.Филиппа Трусевича. Затем о.Филипп и священник Шерстинской церкви Рогачевского уезда Апполинарий Васильевич Сас-Бруевич были перемещены один на место другого. В 1859 году настоятелем прихода становится о.Алексей Ефимович Лобов. В 1884 году священник церкви – о.Максим Федорович Керножицкий. Вышел за штат в 1907 году.

Уникальную информацию о самом храме находим в «Могилевских епархиальных ведомостях» в №24 за 21 августа 1897 года, часть неофициальная, с. 313-314. В своих путевых заметках, опубликованных в «МЕВ», Владыка Мисаил отмечал, что храм деревянный, маленький и старенький. Ему считают около 200 лет со времени основания. Он был перестроен и ремонтирован на средства прихожан. Прихожане, а их на приходе было свыше 4000 человек обоего пола, вместе со своим старостой выразили Его преосвященству необходимость в постройке нового храма. Епископ Мисаил отмечает, что утварь и ризница церковные были в достаточном количестве, только небогатые. Книг в библиотеке насчитывалось 29 наименований. В церкви служили священник и два псаломщика. Церковной земли было 36 десятин. Дом священника Владыка охарактеризовал как общественный и довольно удобный. Псаломщики жили в собственных дом ах. При Свято- Никольском храме в Дудичах была приписная церковь, тоже деревянная, расположенная в отдалении от села на 5 верст (Шепетовичская – прим. автора) . В Дудичах было организовано народное училище, учеников которого епископ Мисаил испытывал во время своего визита на знание Закона Божия. Примечательно, что Владыка также проявил внимание к стараниям церковного старосты: «Церковный староста – крестьянин, служит усердно и честно 20-й год; он заслуживает внимания Начальства своего, но еще ничем не награжден. Предложено о.благочинном у войти в Консисторию представлением о награждении старосты, с прописанием его заслуг».

Церковный иконостас.

Прихожане – преимущественно простые крестьяне, очень любили свой храм и старались оказывать ему посильную для них поддержку. Свидетельство об этом отражено на страницах «Могилевских епархиальных ведомостей за 21 мая 1901 года №15 с. 157 в разделе «Преподание Архипастырского благословения»: «Его Преосвященством преподано Архипастырское благословение: …25 апреля – прихожанам Дудичской церкви Ро гачевского уезда и запасном у унтер-офицеру Ивану Агапьеву; – первым за пожертвование в названную церковь колокола стоимостью 707 р., а последнему за пожертвование в туже церковь иконы Божией Матери стоимостью 100 руб., – а также причту и старосте той же церкви за расположение к названным пожертвованиям».

В 1907 году настоятелем Дудичского Свято- Никольского храма назначен о.Павел Иванович Бруевич. Он служил по 1919-й год. Ему на смену в этом же году пришел о.Алексей Львович Пясковский.

Во время Гражданской войны в Поволжье на территории России в 1921 году начался массовый голод. Советское правительство приняло решение закупить за рубежом продовольствие. В этих целях началось изъятие в доход государства ценностей из церквей и монастырей. В апреле 1922 года в Дудичах на общем сходе жителей большинство проголосовало против. Несмотря на это из церкви вскоре изъяли предметы, содержащие драгоценные металлы. Для прихода начались очень сложные времена, но он продолжал существовать. В 1925 году его возглавил о.Афанасий Николаевич Барцевич. А в начале 1930 года храм власти закрыли. В здании планировали организовать клуб, но по ряду причин оно так и осталось пустовать.

Во время оккупации Чечерского района гитлеровцами богослужения возобновились. В 1942-м священником стал о.Петр Романович Володько. Об отце Петре известно, что он в 1932 году был арестован «за антисоветскую деятельность» и приговорен к 5 годам ссылки. Война стала страшнейшим испытанием для всего народа. Церковь была невидимым щитом против зла, имя котором у – фашизм. В храмах служили Божественные Литургии, звучали молитвы ко Господу и всем святым, священники утешали паству, не давали им забывать о том , что они славяне. Это трудное, но благородное предназначение выпало на долю и отца Петра.

В марте 1945 года в Гомельском облисполкоме была зарегистрирована религиозная православная община. Известно, что после освобождения Чечерщины от гитлеровцев, священник сумел организовать среди прихожан большой сбор средств для армии и народного хозяйства. Батюшка в мирное время был примером старательного сельского труженика. На его подворье была корова, фруктовый сад, пчелиные улья. В мае 1952 года отца Петра отстранили от службы. В начале июня всего на две недели в Дудичи прибыл из Минска протоиерей Николай Семенович Абрамов. Его сменил о.Николай Александрович Мельников. Он пробыл настоятелем Дудичского Свято- Никольского храма тоже недолго – полтора года. Снова временно с 25 марта по 5 апреля 1954 года служил о.Иосиф Иосифович Мисюкевич. Далее настоятелем стал о. Николай Макаревич, затем – о.Павел Марченко. Во второй половине 1955 года руководить приходом вновь назначают о.Петра Володько. В этом нет ничего удивительного – батюшка был очень любим местными жителями. Он вышел за штат в 1957 году, а потом скончался.

Начиная с 1957 года, священники в Дудичах начинают меняться с удручающей частотой. Отчасти это можно объяснить бедностью прихода, но и то, что под различными предлогами создавались в то время всевозможные препятствия для церковной деятельности, тоже не стоит сбрасывать со счетов. Эти годы были очень сложными как для священнослужителей, так и для прихожан Дудичской церкви. Итак, в ноябре 57-го два месяца был настоятелем иеромонах Анастасий (Чистяков). В мае 1958 года на три месяца в церковь приходит священник о.Валентин Ковальков. В сентябре этого же года приход возглавляет о.Николай Васильевич Борисов. Январь 1959 года – время начала служения о.Степана Константиновича Мейлаха. Периодически в апреле-июне все того же 1959 года и в марте 1960-го для совершения нескольких служб в Дудичах появляется священник Андрей Наумович Босяков. 30 июня 1959 года на приход вновь назначается иеромонах Анастасий (Чистяков), 29 марта 1960 года – о.Михаил Яковлевич Яцевич, а 22 мая этого же года – о.Павел Яковлевич Гулевич. Затем у прихода новый настоятель – о.Константин Александрович Монько. Батюшка отслужил в Дудичах шесть лет. Подрабатывал кузнецом , а его жена ходила в колхоз – нужно было кормить большую семью. С ноября 1966 года в Дудичах служил иеромонах Пионий (Ефременко). С ноября 1969- го – о.Михаил Алексеевич Мандрик. В марте 70-го отца Пиония возвращают в Дудичи, а в 1972-м он служит в Уваровичской церкви, но продолжает окормлять Дудичскую паству. Словно печальная репетиция перед большой трагедией – приход на протяжении более 10 лет остается без настоятеля. В 1982 году приходит о.Сергей Лазаревич Саков. Но тоже, как оказалось, ненадолго. В трагическом 1986-м гремит чернобыльская катастрофа. Храм фактически прекращает свое существование в 1989 году, а потом пустеет и отравленная радионуклидами деревня… Жители Дудич навсегда покинули родные сердцу места.

Весной 2002 года по каким- то причинам в выселенной деревне загорелась трава, пламя перекинулось на храм, от него остался только железный забор и кирпичный фундамент. Церковь пожар уничтожил 19 марта. 22 мая 2011 года, в день престольного праздника, в память о сгоревшей церкви был установлен крест с информационной табличкой. Его освятил протоиерей Виктор Ганачков. Волею судьбы он стал последним кратковременным по совместительству настоятелем прихода храма.

Подготовил настоятель прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы в агрогородке Ботвиново иерей
Александр Хамылевский.

При подготовке материала была также использована информация церковно-исторической комиссии Гомельской епархии.

Фото из открытых источников и личного архива жителя деревни Дудичи Н.К.Ключинского.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика