Петро-Павловский храм в Малыничах – наша память и боль
В Чечерском районе есть несколько деревень, названия которых объединяет слово Малыничи – Старые, Новые, Средние. Шумела когда-то жизнь и в Чернявских Малыничах. Но деревня была отселена в связи с чернобыльской катастрофой.
Если рассматривать историю возникновения этих населенных пунктов, то заселение местности началось именно со Старых Малынич. Хотя изначально приставки – Старые – не было. В 1704 году этот населенный пункт упоминается как деревня в Речицком повете. В 1777 году была во владении дворян Ивана и Михаила Шелюто, вдовы Марианны Скориковой и дворянина Адама Шимкевича. Когда неподалеку были основаны Новые Малыничи, у первоначальных Малынич появилась приставка – Старые. Неподалеку расположились Средние Малыничи.
С середины 19-го века в Старых Малыничах действовала Петро-Павловская церковь. Есть предположение, что она располагалась в здании бывшей католической часовни, которое было передано православным верующим. ru.wikipedia.org/wiki/Старые_Малыничи
Существует версия, что до своего закрытия в 1930-м году церковь находилась в Чернявских Малыничах. Также есть информация по поводу того, что Чернявские Малыничи образованы в начале 20-го века. («Гарады і вёскі Беларусі. Энцыклапедыя, Т.2, Кн. 2, Гомельская вобласць/ С.В.Марцэлеў. Рэдкалегія: Г.П.Пашкоў (галоўны рэдактар) і інш., Мн., БелЭн., 2005, С.514»). Если брать в расчет, что Петро-Павловский храм в 19-м веке действовал в Старых Малыничах, то вполне вероятно, что церковь переносилась.
Первым установленным настоятелем Петро-Павловского храма был о.Теодор (Федор) Осмоловский. В сан священника он был возведен в 1815 году. В 1850 году в общине Малыничской церкви был священник о.Федор Семенович Бонч-Осмоловский. В феврале 1857 года приход возглавляет о.Лев Матвеевич Пятибоков. В 1884 году его переместили к Залесской церкви и назначили помощником благочинного.
По данным 1857 года состав прихода был довольно многочисленным. В него входили село Малыничи с малыничским околицами (214 прихожан), околицы Шепетовичи (500), Рыславль (337), Бердыж (950) и деревня Макрень (150).
Интересный факт, свидетельствующий о благотворительности и щедрости местного населения: в 1863–1867 годах храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла был капитально отремонтирован за счет средств казны и частично прихожан, а также к нему была пристроена колокольня.
Некоторое время Малыничская церковь числилась приписной к Залесской. Священника считали помощником настоятеля основной церкви. Подтверждение этому находим на страницах «Могилевских епархиальных ведомостей» №15, часть официальная, с.99, 21 мая 1884 г., в разделе «Епархиальные распоряжения и известия»: «Окончивший курс Могилевской духовной семинарии, бывший учитель Покотского народного училища, Иосиф Сороколетов, 13 мая, Его Преосвященством, Преосвященнейшим Виталием, епископом Могилевским и Мстиславским, рукоположен во священника Малыницкой церкви, Рогачевского уезда, на вакансию помощника настоятеля».
В 1887 году малыничский приход возглавил Феоктист Лукашевич. Батюшка прослужил до 1891 года и в этом же году скоропостижно скончался. Ему на смену приходит Петр Кострицкий. А в 1892 году место настоятеля занимает Василий Ермолович.
В истории Петро-Павловского храма есть одно знаменательное событие. В 1891 году началось строительство нового здания церкви. Средства на эти цели выделил Святейший Синод. И здесь тоже не обошлось без помощи населения – часть денег на возведение святыни собрали прихожане. Строительство закончилось в 1894 году.
В 1907 году в Малыничи приходит новый священник Иоанн Вербицкий. В 1912-м приход Петро-Павловского храма возглавил Кузьма Федорович Подлужный. Служение отца Кузьмы совпало с мрачным временем репрессий. Батюшка был арестован 27 сентября 1929 года по обвинению в антисоветской агитации. Постановлением Коллегии ОГПУ от 15.12.1929 года приговорен к 3 годам высылки в Северный край. Заключение отбывал в Коми АССР. Но на этом тяжкие испытания для о.Кузьмы Подлужного не закончились. Ровно через 3 года – 15 сентября 1932-го – он был снова арестован по обвинению в принадлежности к «контрреволюционной организации «Союз крестьян». Постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 16.04.1933 года приговорен к 3 годам ссылки. Дальнейшая его судьба неизвестна. Реабилитирован 16.10.1992 года. (Мартиролог Гомельской епархии (1917–1953): биографический справочник/авт.-сост. А.В. Слесарев. – Минск: Издательство Минской духовной академии, 2017. С.164).
В 1929 году архиепископ Гдовский Димитрий (Любимов) по представлению местных приходских общин рукоположил бывшего насельника Могилевского Богоявленского Братского монастыря, псаломщика Григория Сонейко к Свято-Петропавловскому храму в Малыничах. Он стал последним настоятелем прихода. Отца Григория также репрессировали. Решением Особой Тройки при ПП ОГПУ от 23.09.1932 года «за антисоветскую деятельность, активное противодействие колхозному строительству…» батюшка был приговорен к трем годам лагерей. (История «правой» церковной оппозиции («иосифлянства») на Гомельщине в 1928 – нач. 1941 г.г., с.142, 144, А.В.Слесарев).
После высылки священника приход прекратил свое существование. В первой половине 1930-х годов церковь была закрыта. Находившееся рядом кладбище духовенства уничтожили. Во время Великой Отечественной войны гитлеровцы взорвали храм. В мирное время на этом месте построили зернохранилище. Жители Чернявских Малыничей покинули родные места в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Но память о храме жива. Мы должны хранить ее, ведь это история нашей малой родины.
Подготовил настоятель прихода храма Покрова
Пресвятой Богородицы в агрогородке Ботвиново
иерей Александр ХАМЫЛЕВСКИЙ.
(В публикации использованы материалы церковно-исторической комиссии Гомельской епархии).