Зверства фашистских палачей на чечерской земле

Мы приближаемся к дате освобождения нашего района от немецко-фашистских захватчиков. Сколько бы ни приходилось говорить о тех кровавых днях, какие бы цифры ни приводились – загладить боль утрат и человеческих потерь невозможно.

Известие о войне всколыхнуло народ. Жители края с ужасом ждали новостей с фронта. А они были неутешительными, фашисты захватывали новые территории, используя всю свою мощь и безжалостно истребляя население. И вскоре чечеряне также испытали это на себе. Первой была захвачена территория Оторского сельсовета. После чего сразу же начались грабежи и убийства. Немцы группами разъезжали по деревням и обворовывали мирных граждан, жестоко с ними расправляясь. Так, резиновыми палками была избита Раиса Пастушенко, а после расстреляна с детьми двух и четырех лет. Мученические страдания перенес Леон Гапеенко из Турищевич, гитлеровцы выкрутили мужчине руки и ноги. Он выжил, но остался инвалидом. Как и Кузьма Перевозников, которого палачи также лишили рук. Андрей Пастушенко, Дмитрий Босаков и Алексей Алексеенко после нечеловеческих надругательств были заключены в Гомельскую лагерную тюрьму. Их демонстративно водили по улицам города, били, тыкали в лицо пальцами и 23 октября 1943-го расстреляли. Молодежь Оторского сельсовета наряду с другими заключенными отправляли на принудительные работы в Германию. Среди невольников оказались Матрена Бондаренко, Мария Пастушенко и другие – всего 47 человек. Зверства врагов не избежали и жители Полесья, 11 из которых угнали в рабство. А Евдокию Шлыкову немецкие солдаты вначале изнасиловали, а потом выломали руки и расстреляли. Ей было чуть больше 20 лет. Людей убивали поголовно. Согласно архивным данным, в расстрелах мирного населения принимал активное участие начальник Полесской полиции Кузьма Козлов.

Особую ненависть враги испытывали к евреям. Их уничтожали семьями. Например, агрессоры полностью истребили семьи Михаля Смолкина с женой и четырьмя детьми и 28-летней Хаи Роберман с 5 дочками, Янкеля Циркина с женой и 6 детьми, Давыда Гольдина с супругой и 5 их ребятишек. Борису Плоткину было 33 года, его убили вместе с женой и 4 малышами, самой младшей девочке едва исполнилось 2 месяца. У Лейба Малкина была жена, сын и две дочери. Семья Фанпинштейн состояла из 11 человек, а Давыда Гольдина – из семи. Их всех унесла смерть. Не пощадили палачи 40-летнего Евеля Гимберга, его жену и 5 детей, среди которых была 2-летняя дочь. Из 6 миллионов жертв Холокоста Великой Отечественной войны около 500 человек – жители Чечерщины. А это половина из числа проживавших в районе на тот момент. И нам, наследникам победителей, предстоит сохранить память о пережитых тяготах и бережно хранить ее для потомков, как и нашу землю, отвоеванную у врага такой дорогой ценой.

Валентина ПРАНКЕВИЧ.
Фото автора.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика