БРИКС. Чем важно сотрудничество Беларуси с этой организацией

Фото: БЕЛТА.

Центр мировой политики в эти дни без преувеличения находится в Казани. 22 — 24 октября здесь впервые в расширенном формате проходит саммит БРИКС, пишет sb.by.

В странах объединения проживает почти половина населения планеты. А общий ВВП выше, чем у «Большой семерки». В столицу Татарстана съехались не только делегации стран — участниц БРИКС, но и представители нескольких десятков государств Глобального Юга и Востока, а также шести международных организаций. Основными темами форума станут укрепление многосторонности, интеграция новых членов и урегулирование региональных конфликтов. Для Беларуси, которая всегда выступает за многополярный мир и равноправное сотрудничество, работа с организацией представляет особый интерес.

Три столпа большой десятки

Впервые в саммите БРИКС, который проходит под председательством России, принимают участие новые члены объединения. 1 января 2024 года полноправными участниками БРИКС, помимо Бразилии, Индии, Китая, России и ЮАР, стали Египет, Иран, Объединенные Арабские Эмираты и Эфиопия. Ожидается официальное подтверждение членства Саудовской Аравии. Присоединиться к объединению в том или ином формате сегодня хотят еще около трех десятков государств, среди которых и Беларусь.

О том, что представляет собой объединение, красноречиво говорят цифры. В ходе делового форума БРИКС, который состоялся на прошлой неделе, Президент России Владимир Путин заявил, что общий ВВП объединения превышает 60 трлн долларов, а общая доля в мировом ВВП «уверенно превышает соответствующий показатель». Российский лидер отметил, что на объединение БРИКС приходится 37,4 процента ВВП, а на страны G7 — 29,3, и этот разрыв продолжит увеличиваться.

Взаимодействие в рамках БРИКС базируется на трех ключевых столпах: политике и безопасности, экономике и финансах, культуре и гуманитарных связях. Круг тем, которые обсуждаются на встречах, охватывает практически все аспекты мирового развития — торговлю, региональную безопасность, противодействие преступности и коррупции, макроэкономическую политику, энергетику, продовольствие и сельское хозяйство, ИКТ и цифровую экономику, реформы международных финансовых институтов, борьбу с терроризмом, здравоохранение и финансовое регулирование.

За последние годы по инициативе Китая и России объединение нарастило повестку экономического сотрудничества, о чем свидетельствует принятие дорожной карты по реализации Стратегии экономического партнерства БРИКС до 2025 года, открытие Нового банка развития, создание пула валютных резервов и фонда облигаций БРИКС в национальных валютах, согласование плана интеграции национальных платежных систем, функционирование рабочей группы центральных банков и делового совета БРИКС.

Привлекательные форматы

На саммите БРИКС 2021 года принято решение о дальнейшем развитии сотрудничества с государствами с формирующимся рынком и развивающимися странами в форматах «БРИКС аутрич» и «БРИКС плюс». Они нацелены на привлечение развивающихся стран-единомышленниц к работе объединения в целях решения стоящих на повестке дня общих проблем и задач.

«БРИКС аутрич» — региональный формат, предполагающий привлечение к деятельности БРИКС соседей по региону государства, председательствующего в объединении. Данный формат запущен южноафриканским председательством в 2013 году.

«БРИКС плюс» — более глобальный формат, позволяющий привлекать к работе другие страны. В 2017 году Китай заложил основу формата «БРИКС плюс», выступив с инициативой формирования круга друзей, которые бы взаимодействовали с БРИКС в постоянном режиме.

Генеральный директор Института экономических исследований в области инноваций при Техническом университете Цване (ЮАР) Расиган Махарадж полагает: вероятность, что БРИКС+ будет продвигать новый мировой порядок, возрастает по мере того, как односторонняя гегемония семи ключевых индустриальных стран со зрелой капиталистической экономикой подвергается растущей критике и сталкивается с поликризисом.

Пресловутая «система, основанная на правилах» теперь уличена в лицемерии и предвзятости, подчеркивает эксперт. В то же время формат БРИКС+ продемонстрировал, что многополярность может работать, несмотря на различия между государствами.

Белорусский вектор

В мае 2023 года в адрес глав государств — членов БРИКС были направлены официальные обращения Президента Беларуси Александра Лукашенко о приеме нашей страны в объединение. Данное решение стало абсолютно логичным шагом в контексте реализации белорусских подходов по расширению взаимодействия в многосторонних форматах с традиционными партнерами и дружественными государствами.

Несмотря на отсутствие у Беларуси статуса партнера, российское председательство в БРИКС в 2024 году позволило нашей стране подключиться к широкому кругу мероприятий объединения, причем к ряду из них (в частности, к Совещанию министров иностранных дел) впервые.

В рамках российского председательства белорусские заинтересованные государственные органы в этом году приняли участие в 1‑м заседании Контактной группы БРИКС по климату, в 6‑м заседании Рабочей группы БРИКС по управлению рисками стихийных бедствий (по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций), в Спортивных играх БРИКС и встрече министров спорта, в Форуме председателей верховных судов стран БРИКС, в 10‑м Парламентском форуме БРИКС.

Максим Рыженков, министр иностранных дел Беларуси (в интервью РИА «Новости»):

О членстве в БРИКС

— Мы не подведем — это самое главное, о чем всегда говорит Президент нашего государства. Мы если идем куда-то, что-то обещаем нашим партнерам, то всегда выполняем свои обещания и обязательства. Мы очень предсказуемый и надежный партнер. Конечно, вопрос членства — это наша мечта, но, насколько я понимаю, в настоящее время членами БРИКС определено, что, чтобы не размыть и не девальвировать некие вещи, связанные с членством в организации, надо вопросы членства, партнерства и ожидания сотрудничества с организацией развести в разные стороны. Мы с надеждой ожидаем получение статуса страны-партнера.

О создании системы взаиморасчетов в БРИКС

— Пора бы уже иметь пару-тройку механизмов взаимных расчетов, которые были бы неподконтрольны механизмам, находящимся под коллективным Западом. Санкционная политика — это не за какую-то демократию. Это все инструментарий нечестной конкуренции, несоответствующей духу международных организаций, таких как ООН или ВТО. Это все механизмы для того, чтобы сдержать развитие другого мира и обеспечить себе (Западу. — Прим. ред.) продолжение доминирования.

Две-три такие системы аппетит этих западников во многом снизят. И позволят нам, по крайней мере, не опасаться за условия торговли между собой и понимать, что наша торговля зависит не от какой-то политической конъюнктуры (а за этим — интересы каких-то олигархических кругов на Западе).

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика