Дети риска: как распознать отчаяние и не дать сорваться в пропасть

Иллюстративное фото из открытых источников.

Проблема самоубийств существовала во все времена, но в последние годы она стала наиболее актуальной. Как правило, о том, что число суицидов в мире растет, говорить не принято. Само слово наводит страх, и эта тема, если и обсуждается, то вполголоса. А это в корне неверно, обсуждать ее стоит: не сам суицид как процесс или следствие, а меры его предупреждения и предотвращения.

Практика показывает, что люди, пытавшиеся лишить себя жизни, так или иначе давали понять о своих намерениях родным, близким, знакомым, но не были услышаны. Нередко первые звоночки крайнего отчаяния и душевной боли закладываются в детстве. И с каждым годом обрастают новыми проблемами, приводящими к трагедиям.

Страшная статистика

Сегодня на профилактическом учете у врача-психиатра состоят 34 человека, которые пытались покончить жизнь самоубийством, некоторые из них неоднократно предпринимали попытки наложить на себя руки. Глубоко разбираясь в каждом конкретном случае, специалисты констатируют: у многих желание лишить себя жизни аккумулировалось годами.

В Беларуси частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась. Об этом рассказал прокурор района Денис Лапицкий. К счастью, печальная статистика Чечерщину миновала. Но сам факт, что у 30 процентов молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет бывают суицидальные мысли, 6 процентов юношей и 10 процентов девушек в стране совершают суицидальные действия, настораживают.

Тогда мама поймет…

Только 10 попыток из ста в конечном итоге имеют цель покончить с собой. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной прокуратурой Беларуси, показывает, что больше 60 процентов всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. А в 90 процентах суицидальное поведение подростка – это желание обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь. Ведь когда человек лишает себя жизни, то те, кто остаются в живых, испытывают не только боль от разлуки, но и сильные чувства вины, стыда, гнева и самообвинения.

Контакт с ребенком – сильнее субкультур

Врач-психиатр ЦРБ Иван Кузнецов отмечает, что мощным фактором, влияющим на подростка, является система его социальных связей, прежде всего семья. Где есть взаимопонимание и доверие, проблем, как правило, не существует. Дети же, испытывающие дефицит любви в родных стенах, часто находят его на стороне. Для них родительскую заботу и ласку заменяют различные субкультуры, которые нередко аккумулируют в себе культ прощания с жизнью как способ избавления от проблем. Потребность в самовыражении, неспособность занять желаемое место в социальной иерархии, сложности в общении со сверстниками, невозможность ощутить свободу, независимость, неустойчивость системы ценностных ориентаций толкает подростка на крайние меры.

К каждому должен быть особый подход

Все дети – разные: один замкнется в себе, другой станет отстаивать себя, третий будет искать помощи и защиты у близких. На первый взгляд, наибольшую трудность представляют те подростки, которые стремятся отстоять, защитить себя сами, так как их реакция часто бывает излишне агрессивна, неадекватна ситуации и дестабилизирует окружающих. Но эта группа, испытывающая трудности адаптации к происходящему в их жизни, явно обладает неплохими ресурсами: раз они искренне и однозначно негодуют, гневаются и выражают протест, на их взгляд, несправедливому к ним отношению, значит, они активны, умеют и стремятся что-то менять в происходящем и обладают необходимой для этого энергией.

– Более пристальное внимание,– советует специалист, – следует уделять ребенку, ищущему помощь вовне: подросток, остающийся один на один с возникшими трудностями как в их психологическом состоянии, так и в общении с окружающими, склонен совершать необдуманные поступки. Но наибольшую озабоченность вызывают дети, которые склонны замыкаться в себе вместо активного поиска помощи и отстаивания себя.

Что делать родителям

Родителям стоит знать, что каждый человек, а подросток особенно остро в силу своих возрастных особенностей встречается с проблемами трех «Н»: непреодолимость трудностей, нескончаемость несчастья, непереносимость тоски и одиночества. И, как следствие, начинается внутренняя борьба с тремя «Б»: беспомощностью, бессилием и безнадежностью. В процессе этой борьбы он может прийти к выводу о том, что он ни на что не годен, и вынести себе смертельный приговор. Родителей должно насторожить, если ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя либо о нежелании продолжать жизнь. Эти разговоры – попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то, значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.

Опасны и рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью. Среди опасных ситуаций можно выделить ссоры со значимыми взрослыми, несчастную любовь или разрыв романтических отношений, отвержение сверстников, травлю, в том числе и в социальных сетях.

Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему ребенку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Обратитесь к специалистам и сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному.

В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни – ваш собственный пример.

* Проект создан за счет средств целевого сбора
на производство национального контента.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика