Конвейер обмана: дипфейк – новое оружие информационной войны

Алла Евдокименко

Сегодня вне зависимости от нашего желания происходит все большее внедрение цифровых и иных передовых технологий в различные сферы жизнедеятельности.

Так, для некоторых стало привычным делом посредством “Яндекс станции” включать музыку, находить информацию в интернете, управлять бытовыми приборами и даже в прямом смысле разговаривать с виртуальным голосовым помощником о погоде, последних новостях и др. Не редкость телепередачи, где образы артистов сгенерированы с помощью нейросетей и искусственного интеллекта. Их используют для создания многого. Занимают высокотехнологичные разработки свою нишу и в медицинской сфере, где помогают выявить различные заболевания. Но, как известно, у развития цифровизации есть обратная сторона. В данном случае весьма опасная: эти ноу-хау активно используют злоумышленники против людей. Ежедневно новостная лента пестрит различного рода новостями, как граждане становятся жертвами обмана. Возникают все новые его усовершенствованные формы.

Подобная ситуация складывается и в медийном пространстве. В настоящий момент стоит новый вызов информационной безопасности – дипфейки. За иностранным названием скрывается такое понятие, как реалистичная подмена фото-, аудио- и видеоматериалов с известными людьми для того, чтобы распространить ложные и компрометирующие сведения. Они используются во вред интересам личности, общества и государства. Другими словами, дипфейк – это новое оружие в политической борьбе.

Для нашей страны эта проблема актуальна. По сети распространялись видео, где политические деятели делали весьма громкие заявления по резонансным темам. Дело в том, что на существующее интервью по итогам того или иного мероприятия, находящегося в рабочем графике госслужащего, накладывалась аудиодорожка, созданная с помощью нейросети. То есть мы видим реального человека, слышим его голос, но это не его слова, а инсинуация. Серьезность проблемы заключается в том, что при помощи использования технологий искусственного интеллекта можно производить такой высокореалистичный аудиовизуальный контент, что непрофессионал не всегда отличит подделку от настоящего. И получается, что верить услышанному и увиденному в некоторых ситуациях совершенно нельзя. Важный момент еще состоит в том, что после того как происходит информационный вброс новости, которая вызывает эмоциональную реакцию, она стремительно распространяется по сети. Опровержение публикуется быстро, но, к сожалению, читают его далеко не все. Таким образом пользователи остаются обманутыми, у них формируются ложные личные убеждение и происходит игнорирование фактов. Этот эффект постправды применяется в различных сферах. На примере научной среды уже доказано, что абсолютно неправдивые сведения благодаря манипулированию эмоциями людей превратились в общепринятые. А попытки развенчать их углубляли и еще больше закрепляли псевдофакты, поскольку научные данные противопоставлялись личным переживаниям граждан.

Все это является инструментами в информационной войне, которая, по словам Александра Лукашенко, выступает в качестве прелюдии к горячей фазе противостояния. По словам Президента, дезинформация, попытки ввести предполагаемого противника в заблуждение, погрузить в туман бесполезных сведений – это стремление запутать, заставить сомневаться в своих ценностях, убеждениях, силах. Фейк, постправда, дипфейк, о которых сегодня много говорят, это обычная ложь, искажение фактов, вранье, подлог.

Очевидно, что всецело побороть дипфейки невозможно. В любом случае нам придется и в дальнейшем сталкиваться с ними. Но простым и доступным инструментом для противостояния им является критическое мышление и проявления интереса ко многим аспектам. Ведь если ты знаешь, то появляются вопросы к тому, что тебе пытаются навязать. В подобной ситуации гарантией не быть обманутым выступает и то условие, что информационный поток подвергается жесткой верификации. Конечно, государство со своей стороны также принимает ряд мер по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики, чтобы противодействовать новым формам киберпреступности. Но без осознанности и критичности самих граждан усилия будут тщетны.

Алла Евдокименко.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика