КАК ИМЯ ТВОЕ, СОЛДАТ?
На окраине леса вблизи агрогородка Полесье под кронами высоких сосен в тиши тенистого бора одиноко стоит братская могила.
Данное захоронение стало известно широкому кругу людей только этой весной. Все послевоенные годы сюда несколько раз в году наведывалась местная жительница М.П.Горбачева. Она следила за порядком, носила цветы и крестилась в молитве за усопших. Из ее рассказов известно, что во время отступления немцы во дворе дома расстреляли двоих красноармейцев. Когда ушли, девочка и мать перепрятали трупы, а ночью тайно похоронили в лесном массиве. Тут же неподалеку затем были закопаны и сами фрицы, убитые в ходе наступательного движения советскими солдатами. Так они и лежат: по одну сторону рва наши, а по другую – враги. Говорят, будто раньше на братскую могилу приезжал кто-то из родственников погибших бойцов, но в последнее время там лишь изредка маячила фигура Марии Петровны. С этого года шефство над священным местом взяли учащиеся полесской школы: убрали мусор, установили и окрасили изгородь, высадили цветы.
Вместе с тем история данного захоронения до конца не установлена. По словам бывшего председателя сельсовета М.Ф.Юрченко, его бабушка Софья рассказывала иное. Будто бы при отступлении красных для прикрытия путей отхода за деревней остались три рядовых бойца и командир. Когда немцы начали напирать и удержать их натиск стало невозможным, солдаты приняли решение идти вслед за своими, но офицер приказал закрепиться на позиции, продолжать бой и в ходе ссоры выстрелил в одного из красноармейцев. Другой же в ответ направил оружие на командира. В итоге на месте перепалки – два трупа. Об этом инциденте оставшиеся бойцы поведали местным жителям и попросили закопать тела.
– Среди тех, кто хоронил убитых, была и моя бабка, – говорит Михаил Федорович. – Она сняла с покойников жетоны, а когда однажды по деревне фрицы вели колонну советских военнопленных, передала одному из солдат, мол, может, получится сообщить близким.
Как бы там ни было, но жизнь этих двоих оборвала война. Сложили они головы во время битвы или поплатились самым дорогим по глупой случайности, как узнать. И осуждать имеем ли мы право? Если верить бабке Соне, один выполнял приказ, а другие думали, как бы выжить, чтобы затем снова броситься в бой. В любом случае букет цветов и скромная молитва во спасение душ усопших не такая большая жертва. Горечь и скорбь по погибшим уже стоит того, что они просто были на войне. А героев минувшего сражения и без этого достаточно. И для них – особые почести и слава.
Если кому-то из старожилов что-либо известно по этому поводу, ждем звонка по телефону 3-22-11 (редакция), 3-28-38 (музей), или сообщите информацию в полесскую школу.
Валентина ПРАНКЕВИЧ.