Игры разума
Зачем военные, врачи и полицейские тратят рабочее время на компьютерные “стрелялки” и “бродилки”.
Кажущийся уже извечным спор о вреде компьютерных игр для человеческой психики получил на этой неделе неожиданное развитие. Защитники виртуальных забав выдвинули новый аргумент: “стрелялки” и “бродилки” способны серьезно повысить квалификацию специалистов.
Как выяснили западные ученые, руки хирурга, натруженные джойстиком, становятся в несколько раз ловчее, глаза стража порядка, расстреливающего на мониторе сказочных монстров, оказываются более зоркими, а реакция геймера-военного – быстрее. Неудивительно поэтому, что ежегодно по заказу государственных ведомств самых разных стран выпускаются сотни компьютерных игр. Впрочем, далеко не все они предназначены для тренировок госслужащих. Энная доля “стрелялок” и “бродилок” рассчитана на рядовых геймеров. Игры призваны внушить им “нужное” мировосприятие.
Виртуальный пациент
Любопытные результаты получили ученые Американской психологической ассоциации, которые изучали влияние компьютерных игр на труд хирургов. Наблюдая за работой более 300 практикующих медиков, исследователи пришли к выводу, что хирурги, питающие любовь к компьютерным играм, справляются с такими манипуляциями, как лапароскопия, на 27% быстрее своих коллег. При этом они совершают на 37% меньше ошибок и тратят меньше времени на наложение швов больным. Причиной такого профессионального превосходства медиков-геймеров ученые считают способность компьютерных игр развивать пространственное мышление, а если игрок пользуется, например, джойстиком от видеоприставки, то еще и мелкую моторику – проще говоря, ловкость рук, так необходимую хирургам.
Выводы заокеанских исследователей, опубликованные на этой неделе, были вполне ожидаемыми, считают российские хирурги. Уже сейчас в нашей стране существуют специально разработанные для медиков компьютерные симуляторы. “Они очень широко распространены в обучении эндохирургическим методикам, при которых операция выполняется с помощью манипуляторов, введенных в тело человека через маленькие проколы или разрезы. При этом хирург видит на экране двухмерное изображение и проводит вмешательство дистанционно, – рассказал “НИ” старший научный сотрудник отдела торако-абдоминальной хирургии Российского онкологического научного центра Павел Кононец. – Научиться ориентироваться в этом двухмерном пространстве как раз и помогают такие компьютерные игры – симуляторы. Эти программы позволяют виртуально проводить операции любой сложности. Причем тренироваться можно прямо на собственном ноутбуке”.
Производятся эти видеотренажеры на заказ программистами, часто работающими по совместительству и над видеоиграми. Правда, Россия такие программы пока закупает на Западе в комплекте со сложным медицинским оборудованием.
Интересно отметить, что врачи не только сами увлекаются игровыми технологиями, но и советуют их своим пациентам. Так, американские медики начали назначать больным с переломами и вывихами не таблетки, а. игровую приставку. Доктора уверяют, что движения геймера удивительно напоминают лечебные упражнения, специально разработанные для таких пациентов.
Условия, приближенные к боевым
“Мочить” врага в виртуальных боях без отрыва от производства предлагается и военным. Например, в некоторых частях ВВС США компьютерные игры используются как необходимый элемент досуга личного состава. По заказу вооруженных сил той же Америки разрабатываются видеоигры практически для всех категорий военнослужащих. Реалистичное изображение на огромном киноэкране и звуковое сопровождение позволяют довольно точно воспроизводить атмосферу военных действий или природных катастроф. При помощи одного щелчка мышью можно изменить ход событий и заставить личный состав отрабатывать действия в непредвиденных ситуациях.
Игры учат не только стратегически мыслить, но и общаться с сослуживцами, которые в экстремальных ситуациях порой ведут себя непредсказуемо, и с гражданскими лицами. В целом же компьютерные симуляторы, переработанные из обычных “стрелялок” и “бродилок”, применяются в вооруженных силах США для обучения снайперов, водителей, летчиков, танкистов, механиков, моряков.
В 2003 году для обустройства специальных игровых комнат в некоторых американских военных частях, расквартированных в Европе, было выделено около 200 тыс. долларов. Но эти цифры кажутся мизером по сравнению с тем, что удается экономить с помощью компьютерных игр. Так, например, стоимость одного тренировочного полета истребителя F-16 составляет около 15 тыс. долларов. В компьютерных же классах курсант буквально за копейки может “налетывать” часы хоть по несколько раз в день.
К сожалению, схема взаимодействия военных с авторами видеоигр характерна пока больше для армии США. В России же подобных контактов не наладили. Или говорят, что не наладили. “Я не знаю ни одного случая, чтобы российские силовые структуры обращались именно к специалистам по производству компьютерных игрушек для создания тренировочных программ,- рассказал “НИ” директор фирмы по разработке видеоигр Codygain Games Ltd Евгений Хомченко. – Допускаю, что такие заказы есть, но они единичны и поступают, скорее, по знакомству, чем в рамках какой-либо программы по сотрудничеству”.
А вот российские милиционеры, в отличие от военных, к западному опыту глухи не остались. “Наши сотрудники учатся стрельбе при помощи электронного тира, – рассказал “НИ” начальник пресс-службы Министерства внутренних дел РФ Олег Ельников. – Это не только стрельба по неподвижным мишеням, но и моделирование ситуаций, приближенных к реальным. Например, милиционеру надо попасть в террориста, захватившего заложника, не задев при этом невинного человека. Конечно, такие программы значительно облегчают процесс подготовки молодежи, экономят боеприпасы”. Кроме того, различные вариации виртуального тира стали настоящим спасением для охранных предприятий, у которых далеко не всегда есть возможность тренировать своих сотрудников с помощью настоящего оружия.
Первым делом – тренажеры
Не отлипают от компьютеров в рабочее время не только “силовики”, но и вполне мирные пилоты. Согласно нормативам гражданской авиации, выпускник летного училища должен “накрутить” 100 учебных часов с инструктором, прежде чем выйти в свой первый рабочий рейс. Однако сегодня авиационные тренажеры способны настолько реалистично моделировать полет, что начинающему летчику достаточно провести за штурвалом настоящего самолета только 10-15 часов. Остальные 80-85 часов ему положено оттачивать свое мастерство на специальных цифровых тренажерах.
Особенность авиационных симуляторов в том, что это не только отдельная тренировочно-игровая компьютерная программа, но еще и совершенно реальный макет самолета, только без крыльев и хвоста. В течение учебных полетов эта конструкция может крениться, отклоняться в стороны и даже делать мертвую петлю, имитируя перегрузки. “Авиакомпании готовы вкладывать немалые средства в дальнейшее совершенствование тренажеров, – рассказал “НИ” один из столичных экспертов по гражданской и военной авиации. – Учитывая баснословную дороговизну топлива, обучение пилотов на тренажерах выглядит единственно возможным способом подготовить своих пилотов без опасности разориться”.
Процесс создания таких высокотехнологичных симуляторов проходит в специальных научно-исследовательских институтах. Причем разработчики авиатренажеров, по твердому убеждению авиаторов, дадут фору авторам самых современных и навороченных видеоигр.
Учеба на ошибках
Впрочем, госорганы различных стран активно используют игровые технологии не только для обучения своих сотрудников, но и в целях пропаганды. Так, в рамках федеральной программы против распространения и употребления наркотиков на рынке появилась “стрелялка” “Боец спецназа ФСКН России”, созданная по заказу Госнаркоконтроля (ФСКН). Разработчики проекта предлагают потенциальным игрокам захватить виртуальный танкер с героином на борту, идущий из Колумбии в Россию, и не допустить, чтобы деньги от продажи наркотиков попали в руки крупной террористической организации. В общем, очень политический сюжет.
“Игры могут быть серьезным идеологическим инструментом, – считает руководитель отдела игрового дизайна компании “2reallife” Дмитрий Воронов. – На Западе это практикуется вовсю. Из российских примеров можно привести игру “Правда о девятой роте” – документальный экшн от известного переводчика”.
В Европе игры-симуляторы помогают решить острые социальные вопросы. Так, в Британии девушкам-тинейджерам, которые курят, пьют спиртное и пренебрегают контрацептивами, в целях перевоспитания вручают на время необычную куклу – симулятор ребенка с врожденными дефектами развития, причиной которых стали вредные привычки мамы во время беременности. Ребенок-робот сутками напролет кричит, просит есть, пить, капризничает, кусается, реагирует на холод и жару, пачкает подгузники и одновременно фиксирует на встроенные датчики все, что делает с ним молодая мама. Причем перехитрить умный симулятор, вручив ребенка-робота бабушкам, не удастся. Он запрограммирован только на взаимодействие с героем эксперимента – своей условной мамой.
Удивительно, но компьютерные игры взяли на службу даже их бывшие заклятые враги – чиновники системы образования. Сейчас российские программисты активно работают над “правильными” играми для школьников. Это могут быть и квесты на тему дорожного движения, и масштабные проекты, обучающие людей правилам поведения при катастрофах и природных катаклизмах. Педагоги полюбили компьютерные игры не случайно. Недавнее исследование, проведенное в Университете Форхэма (США), показало, что игры на компьютере, как это ни парадоксально, помогают школьникам лучше учиться, развивая научный стиль мышления, способность последовательно ставить перед собой конкретные цели и систематизировать полученные знания.
Насколько объективным было данное научное изыскание, сейчас сказать трудно. Очевидно лишь то, что теперь, когда компьютерные игры активно поддерживаются и чиновниками и учеными, вырваться из виртуальной паутины будет еще сложнее. Впрочем, может, это и к лучшему?