ЧЬЯ ШКОЛА ЛУЧШЕ?
Система образования в Беларуси в последние годы изменяется и стремительно развивается. Неудивительно, что процесс обмена опытом идет достаточно активно, причем не только в республике, но и за ее пределами. Недавно Центром международных связей Министерства образования Республики Беларусь совместно с ГУО «Академия последипломного образования» и Институтом переподготовки служащих IPVF (Германия) был организован комплекс учебных мероприятий со стажировкой в образовательных учреждениях стран Евросоюза. На семинарах в Германии, Нидерландах, Франции и Бельгии побывали 35 белорусских участников, в том числе начальник отдела образования Чечерского райисполкома Светлана Мельникова. Кроме того, яркие впечатления оставила культурно-познавательная программа. Анализируя увиденное, Светлана Петровна отметила ряд положительных моментов, которые в будущем возможно применить в гимназии и школах города и района. Одна из характерных черт европейского образования – высокотехнологичность. Практически в каждом классе есть интерактивные доски и мультимедийная аппаратура, широко практикуется дистанционное образование. Если на такое оборудование требуются материальные затраты, то организовать ранние занятия по профориентации более реально. Но это не значит, что последует разделение детей, в основном по способностям, на три разные группы, как принято в Германии. Наиболее слабые ученики направляются в основную школу, со средними способностями – в реальную, более способные – в гимназию. В первом случае обучение продолжается до десятого класса, и большое внимание уделяется трудовому обучению. После этого ребята могут продолжить обучение в различных профессиональных училищах. Из-за слишком раннего деления детей на способных и не очень школьное образование в Германии подвергается критике.
Обучение в Нидерландах, например, как и многое в этой стране, базируется на принципе свободы, согласно Конституции. То есть, кроме общественных школ, существует огромное количество частных, которые посещают 65% всех школьников. Большинство из них – римско-католические или протестантские, но встречаются также еврейские, исламские, индусские и другие.
Образование во Франции имеет четкую национальную специфику и считается одной из лучших в Европе. Учебные заведения обычно имеют богатую историю и собственные преподавательские традиции. Многие расположены в красивых старинных особняках в живописных местах.
Интересные идеи, возможно, пустят корни на нашей земле. Но на фоне всего сказанного чечерские школы и педагогические коллективы выглядят весьма достойно и не снижают планку высоко зарекомендовавшего себя образования периода СССР.