ГОРЯЧИЙ ПОКЛОННИК ЗЕМЛИ
Так многие говорили о бывшем председателе колхоза «Звезда» Владимире Романове за его привязанность к отрасли растениеводства.
Уход Владимира Романова с должности пугал и настораживал колхозников, волнение присутствовало в их душах: «А что дальше?». Владимир Юрьевич очень любил землю, ее свежевспаханные борозды, которые издавали запахи пусть и не французского парфюма, но от этих испарений голова кружилась куда сильнее. Такие минуты председатель называл великой благодатью. Чтобы получать высокие урожаи, считал он, нужно подбирать выгодную структуру посевных площадей и тонко знать агрономию. В колхозе «Звезда» все бригадиры знали, что где сеять и какую культуру посадить, скажем, после овса. Первый год своего руководства Владимир Юрьевич сам лично объезжал поля и следил за правильностью регулировки сеялок. В один ряд с мужиками становился на уборку тюкованной соломы, его фигура постоянно мелькала на сенокосах. И вот уже почти 15 лет, как председатель оставил свой «пост» и ушел на заслуженный отдых. Чем сегодня живет бывший горячий поклонник земли и ее преданный слуга? Какие чувства сохранил он о годах, отданных труду на благо Чечерщины? Набираю номер домашнего телефона, приложив ухо к трубке, с волнением ожидаю ответа… Владимир Юрьевич был искренне рад моему звонку и польщен вниманием. Скромный по характеру, он все же с интересом рассказал о том, когда начал свою деятельность в районе, как поднимал колхоз и с кем «впрягался» в крестьянский труд.
После окончания Белорусской сельхозакадемии молодого специалиста направили по распределению в колхоз «Довгополье» Городокского района Витебской области. Но там главный экономист долго не задержался, и вскоре вместе с женой, с которой познакомился в коридоре сельхозакадемии на вступительных экзаменах, приехал на Чечерщину. Здесь оба работали в управлении райсельхозпрода, а через пять лет, в 1976 году, Владимиру Юрьевичу предложили возглавить одно из крупных и отстающих на тот момент хозяйств. Так началось звездное восхождение «Звезды».
– Где-то через два года мы начали понемногу «вылазить» из долгов и кредитов, – рассказывает мой собеседник. – Хозяйство начало крепнуть, повысились урожаи, улучшилась культура земледелия. На базе нашего колхоза стали проводиться показательные мероприятия по обработке почвы. Помню, первый секретарь райкома партии Григорий Альхов, оглядев наши посевные участки, воскликнул: «Я таких красивых полей еще не видел!». А какие сильные были всходы яровых! Секрет же заключался в том, что при севе я применял аммофос, который вносил вместе с зерном. Если нет этого удобрения – сеялка в поле не выходила. До 35 ц/га достигала в то время урожайность. Все переходящие знамена по соцсоревнованиям были у нас! И в животноводстве не отставали. Благодаря подкормке пашен аммиачной водой, в хозяйстве всегда были густые травостои. Корма хватало с избытком. Даже в засуху, когда приходилось ветки рубить и класть в силосную яму, мы не сдали позиций, поголовье не сократили. На базе «Звезды» неоднократно проводились семинары по групповому содержанию животных. Падежа практически не было. Также понемногу строились: благоустраивались грунтовые проселочные дороги, подъездные пути к фермам, установили в Залесье новую КЗС, в Кукличах поставили телятник на 500 мест, начали работу над проектом по подведению газопровода, строили жилье для тружеников села. Хвалиться не стану, но к людям относился с уважением. Если требовалось поставить подпись на каком-либо документе – делал это даже в машине, на ходу. Ко мне многие обращались на «ты». Я не обижался. Значит, располагаю к разговору. Хочу вспомнить добрым словом специалистов, костяк хозяйства, с которыми работал: ветврачи, кандидаты ветеринарных наук Н.И.Парфенов и Нахаенко, главный инженер Алексей Барков, механизатор Александр Решетников и его брат Виктор, главный зоотехник Лосиков и Алексей Матюшков, которого я из механизаторов перевел в главные инженеры – он отлично знал технику. Прошу передать благодарность и огромный привет всем, кто меня помнит, с кем вместе решали важные госзадачи. Знаю, и сегодня «Звезда» на высоких трудовых рубежах, одно из успешных хозяйств. Удачи, высоких производственных побед и здоровья!
Коллеги и бывшие колхозники основной чертой характера Владимира Юрьевича называют его безупречную честность. А еще, как шутят залесчане, его «домовитость». «Мы с ним за каждой копейкой «гонялись», – говорит главный бухгалтер на пенсии А.К.Потапенко. – Кредиты, зарплата, различные платежи – все проходило через мои руки. Владимир Юрьевич мне доверял. Хотя, конечно же, контролировал оборот финансов. Иной раз сядем – он себе считает, а себе. И все сходилось. Под его руководством я проработала 16 лет. А кроме меня ему подчинялись еще 630 человек. Работа кипела: в 90-е годы собирали по 5308 тон зерновых, больше пяти тонн картофеля. Продукцию на продажу отгружали вагонами. Что говорить – хороший был человек, поворотливый. К людям относился с пониманием: если пообещает, то сделает. И внешне выглядел отлично – не идет, а пишет! Всех женщин называл «дорогая». Подойдет, бывало, положит руку на плечо и спросит: «Ну, как дела, дорогая?». Дисциплину требовал, а когда надо – и веселье устраивал, маевки. Первая такая в районе прошла в 1964 году, а в 70-х этот праздник отменили».
Но колхозники усердствовать меньше не стали. По воспоминаниям бывшего главного зоотехника В.Я.Карася, на то время «Звезда» имела валовой надой молока от коровы в среднем 3500 кг. А дойное стадо состояло из 1200 голов, основное же – 3,5 тысячи. Скоту готовили на сезон по 700-800 тонн сена. Старались люди: до полуночи тюки с поля вывозят, а в шесть утра уже на наряде. Да и в целом народ здесь не из ленивых. За трудовые достижения и победы в соцсоревнованиях многие из колхозников были удостоены правительственных наград. Среди орденоносцев В.И.Маслов, И.П.Михеенко, А.С.Вербовиков, Д.И.Кравцов, М.Ф.Карпенко, Е.А.Степаньков и другие. Нашлось место ордену «Знак почета» и медали «Ветеран труда» а также на лацкане пиджака бывшего председателя В.Романова. Так оценены его кропотливые заботы о хлебе насущном, о благе государства, о простых тружениках. И поныне при случайных встречах с чечерянами они ему горячо пожимают руку и с ностальгией вспоминают время созидательных побед. Глядя из окна своей столичной квартиры, Владимир Юрьевич нет-нет да и вздохнет: «Лихое было время, горячие сердца!». Земля и люди помнят тебя, председатель!