Бабий Яр: история трагедии спустя 80 лет
80 лет минуло с начала массовых убийств в Бабьем Яре под Киевом. Жертвами нацистов стали более 150 тысяч человек. Но данный подсчет не включает детей до 3 лет, которых при расстреле не учитывали. Среди них были евреи, цыгане и советские пленные. Массовые казни продолжались до 1943 года вплоть до ухода немцев из столицы нынешней Украины.
Бабий Яр был выбран немецким командованием по причине наличия там рвов и оврагов. Это облегчало задачу палачам: им не пришлось рыть глубоких могил для тысяч трупов. Спастись удалось единицам и их всего 29 человек. Их истории известны. Дина Проничева, будучи замужем за русским, показывала немцам свой профсоюзный билет с русской фамилией. Немцы ей поверили, но выпускать отказались – могла рассказать о казнях в городе. Женщина переждала ночь в гаражах, а утром вместе со всеми вышла на расстрел. Ей удалось прыгнуть в Яр за секунду до выстрела.
Так же спаслась Елена Кныш со своей 3-летней дочерью. Она сумела предугадать момент выстрела, упала, прикрыв собой ребенка. Под утро они выбрались в город, а потом уехали в село, боясь расстрела…
Спасались все по-разному, кому-то помогал случайно одетый кем-то в суматохе крестик, кого-то своими телами закрыли при расстреле близкие и они смогли ночью выбраться из общей могилы. Подавляющее большинство жертв были евреями.
За первый день в Бабьем Яру было расстреляно 22 тысячи человек, остальных на ночь заперли в гаражах. Наутро их группами выводили на казнь. За два дня жертв уже было 33 тысячи 771 человек. Расстрелы продолжались неделю. Это был настоящий страшный конвейер. За расправой с евреями последовала такая же расправа с цыганами. Потом во все годы оккупации Бабий Яр был местом массовой казни. В городе тогда ходила поговорка: «Немцам – гут, евреям – капут, цыганам тоже, украинцам хуже».
Как правило, людей убивали целыми семьями. Самая младшая жертва Бабьего Яра, младенец, которому исполнилось два дня. И поныне эта трагедия считается самой масштабной в истории человечества.150 тысяч человек – это не просто статистика, не просто цифры. Это личные истории тысяч жизней.
Еще одним кощунственным фактом стало и то, что в Бабьем Яру создавался экспериментальный мыловаренный завод для выработки мыла из убитых.
Отступая из Киева и пытаясь скрыть следы преступлений, нацисты в августе – сентябре 1943 года частично уничтожили лагерь, откопали и сожгли десятки тысяч трупов, кости перемалывались на привезенных из Германии машинах, пепел был рассыпан по окрестностям Бабьего Яра. В ночь на 29 сентября 1943 года в Бабьем Яру произошло восстание занятых на работах у печей 329 заключенных-смертников, из которых спаслись 18 человек, остальные 311 были расстреляны. Позже спасшиеся узники выступили свидетелями попытки нацистов скрыть факт массового расстрела.
Последний оставшийся в живых свидетель трагедии Раиса Майстренко живет сейчас в Украине. Ей было всего три года, когда она попала в пекло Бабьего Яра и чудом оттуда выбралась благодаря своей бабушке. Как вспоминает очевидец – на месте творился хаос: люди кричали, их били дубинками, разводили в разные стороны, а вокруг слышались пулеметные очереди. Тогда бабушка девочки попыталась объяснить, что она русская, показывая свой паспорт. Ей не верили из-за того, что внешне она походила на еврейку. В какой-то момент женщина обезумела, начала бежать в толпу и кричать о том, что она русская. Люди вынуждены были расступаться перед ней, пока она бежала дальше. В какой-то момент она прошла оцепление и оказалась на территории кладбища. Вдалеке слышались выстрелы, но за ней с Раисой никто не стал гнаться. Все остальные члены ее семьи – мама, дедушка, мамины сестры, их дети остались навеки в Бабьем Яре. Раиса же с бабушкой вернулась домой, где соседи помогали им скрываться во время облав нацистов.
После войны Раиса закончила школу, вышла замуж и родила двоих детей. Сын – каскадер и постановщик трюков. Дочь – артистка балета. Раиса и ее муж, тоже бывшие артисты балета. Раиса Майстренко не устает повторять, что не дай Бог нашим детям и внукам никогда пережить того, что досталось на долю военного поколения.