Кто мы и откуда? Что скрывает под своими недрами наше прошлое?
Богатый исторический след оставили предки на чечерской земле. Особое внимание в этом плане привлекают памятники археологии, которые сохранились и до наших дней в разных уголках района. В связи с явным недостатком письменных источников более давних времен, изучение любой культуры невозможно без привлечения широкого круга вещественных источников. Наиболее интересные в этом плане – археологические исследования древних курганов.
В нашем районе насчитывается 20 памятников археологии. Относятся они к разным историческим промежуткам времени. Но можно смело утверждать, что эти территории были заселены одними из первых, о чем свидетельствует стоянка первобытного человека рядом с деревней Бердыж.
Что касается курганных находок, то они в основном приходятся на то время, когда территорию современной Чечерщины заселяли племена радимичей. Это имеет важное значение для понимания того, как зарождалась наша культура и откуда берут начало наши корни. Так откуда мы пошли?
Из «Повести временных лет»: «Радимичи же и вятичи – пошли от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов – Радим, а другой – Вятко; и пришли и сели: Родим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи».
У радимичей существовала строгая общественная организация. Несмотря на то, что в списке княжений их нет, народ находился под управлением вождей племен. Кроме того, у них существовало собственное войско. Основным занятием наших предков было земледелие, чему способствовали плодородные почвы, обилие рек и озер. Вырубая часть леса, они создавали пашни, тщательно выкорчевывая пни. Эта была непростая работа, но радимичи преуспели в земледелии такого рода. Более того, у них существовала своя система использования земель. Считалось, что через три года выращивания на пашне культур следует оставить почву «отдохнуть» и перейти на другой участок. Чередовать свободную и используемую землю можно было через год. Важными были и обряды, связанные с земледелием. Жизнь человека зависела от природных циклов и явлений. Смене пор года, различным видам земледельческих работ соответствовали определенные языческие праздники. Например, сохранившиеся и до наших дней Коляды и Купалье, которые приурочены к зимнему и летнему солнцестоянию, а обряды «Гуканье весны» и «Богач» – к началу и окончанию полевых работ.
Несмотря на суровый образ жизни, эти люди умели видеть красоту и создавали замечательные произведения, которые впечатляют и сегодня. Найденные произведения искусства: ожерелья, серьги, предметы быта – свидетельствуют об удивительной наблюдательности и таланте первобытных мастеров. И это неспроста. Ведь человек неотрывно был связан с самой природой, процессами, поэтому часто воспринимал ее как живую. Он обожествлял силы природы и верил в могущество многочисленных богов, которые эти силы олицетворяли. У племен, населявших наши земли, был развит культ поклонения предкам, который отразился в сложных ритуалах захоронения.
Много легенд и преданий связано с ними. До сих пор местные жители деревень стараются обходить стороной старинные курганы. Считается, что именно там похоронены люди необычайно большого роста – «волаты», которые когда-то заселяли здешние места. От старожилов можно и сейчас услышать, что курганы по ночам светятся таинственными огнями. Всего на территории района исследователи насчитывают более 1200 курганных насыпей. Однако до наших дней сохранилась только их третья часть. Могильник возле деревни Нисимковичи считается одним из самых крупных на территории Беларуси.
В летописях, датированных XII веком, встречаются последние упоминания о радимичах. Вероятно, перейдя под власть киевских князей, они растворились среди прочих племен, однако стали прародителями и основой нашей богатой, уходящий в глубь тысячелетий культуры.
На фото реконструкция внешности женщины племени радимичей.
Татьяна ГОНЧАРОВА.