БАГРОВЫЕ РЕКИ ВОЙНЫ

IMG_8383Сколько выплаканных слез, сколько неизлечимых ран принесла нашему народу Великая Отечественная! Смерть косила всех, не разбирая ни возраста, ни пола, ни социального происхождения.
Разве могли знать супруги Савелий Митрофанович и Ефросинья Прокоповна Ивановы из д.Башица Меркуловичского сельсовета, что непоправимое горе когда-нибудь черным вороном ворвется в покои их дома? Война перечеркнула все, что было до июня 1941-го, и окутала глаза родителей серой пеленой. Семеро детей Ивановых попали под пресс немецкой оккупации, а двое из них были зверски расстреляны врагами. Старшему Ивану на момент вторжения агрессоров на территорию СССР было 18 лет, его брату Николаю – всего лишь 15. Захватчики громили деревни, угоняли скот, ставили под пули стар и млад. В результате гитлеровских бесчинств Иван попал в плен и около года находился в фашистских застенках города Орла. Его приставили ухаживать за ранеными советскими военнопленными. Улучив удобную минуту, парень бежал. Одному ему известно, как добрался до дома. Где-то перед Пасхой, худой и истощенный, он постучал в окно своей хаты. Два брата накрепко сцепились в объятьях. Но радость была недолгой. Однажды в деревню пришли  немцы и стали бесчинствовать, отнимать скот. Тогда ребята решили вместе с другими односельчанами уйти в лес к партизанам. Забрав корову, чтобы та не досталась врагу, они так и сделали. Однако их боевые действия оказались недолгими. Вскоре фрицы устроили блокаду, партизаны и мирное население углубились в болото, но это их не спасло – всех, кто попал в окружение, расстреляли в упор из автоматов. Мужчины, женщины, дети, старики – около ста человек остались лежать в болотной топи. От человеческой крови вода стала багровой, ее капли запеклись на высокой осоке, словно красные переспелые ягоды. В числе других не удалось избежать трагической участи  братьям Ивановым. Родные несколько часов искали трупы убитых… Парней хоронили на местном кладбище поздно ночью. Весь следующий день мать безудержно рыдала над могилами сыновей. Обессилевшую и изнуренную ее обнаружили соседи.
…Вспоминая о братьях, у Василия Савельевича на глаза накатывают слезы. В толстом истрепанном альбоме затерялось единственное уцелевшее фото старшего Ивана, сделанное после возвращения из плена. А вот Николай не любил позировать перед объективом. О его характере, привычках и наклонностях брат Василий узнавал от родителей. И мужчина до сегодняшних дней сберег эту память. С супругой Лидией  Алексеевной они прожили в браке 51 год (на фото), и оба бережно и трепетно хранят на полке старого шифоньера пожелтевшие семейные фотокарточки – свидетельства прожитых ими лет.
Где-то в Пинске живет дочь Ивана и двое его внуков. Но об этом счастливый дедушка уже никогда не узнает.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика