По трем фронтам прошел с боями и отвагой
Ветераны войны уходят один за другим, на Чечерщине их уже не осталось. Но память по-прежнему жива и негасима, как и тот подвиг, который совершил каждый из них – там, куда позвала Родина.
Свой вклад в дело Великой Победы внес наш земляк Петр Атрощенко, уроженец Беляевки. Его мать умерла рано, оставив сиротами 3 детей. Отец женился во второй раз на сестре жены, и в браке они нажили еще четверых. В многодетной семье всем хватало любви, тепла, материнской заботы. Трудились сообща, вместе решали домашние вопросы. Пока взрослые на работе, дети выполняли их поручения, старшие смотрели за младшими. Так шло время. В мае 1941 года Петра призвали в армию, а через месяц – война. Перед отправкой на фронт прошел офицерские подготовительные курсы и в звании младшего лейтенанта был направлен в 1175-й стрелковый Митавский полк 337-й стрелковой Мелитопольской Краснознаменной ордена Кутузова дивизии, воевал в 48-й отдельной роте охраны полевого управления 44-й армии, в 4-м отдельном полку резерва офицерского состава 4-го Украинского фронта. Судьба бросала его по дорогам войны, испытывая на стойкость и мужество. Эта проверка лишь закаляла волю, укрепляла силы и выдержку. И вот он уже капитан…
Когда в одном из сражений погиб командир стрелкового взвода, Петра Никифоровича назначили на его место. Потом он вел за собой бойцов-пулеметчиков и был удостоен боевых наград: медалей «Партизану Отечественной войны» 2-й степени и «За победу над Германией», а также орденов Красной Звезды и двух – Отечественной войны 2-й степени. Последними гордился особо, они достались ему за высокие заслуги… Это произошло на территории Латвии. В первом случае при взятии высоты в октябре 1944-го его взвод прорвался во вражеские траншеи, уничтожив 2 немецких пулеметных расчета и 15 фрицев. Второй раз, прорывая вражескую оборону у населенных пунктов Гравас и Вацкуши, командир точным прицелом своих пулеметов подавил огонь противника, дав возможность дальнейшему продвижению боевым порядкам советских стрелков. Самым трудным в его службе, как он затем рассказывал, было бросать под гитлеровские пули молодых ребят. Поэтому зачастую сам становился рядом и шел плечом к плечу с товарищами. После, разглядывая насквозь продырявленную плащ-палатку, удивлялся, как только остался жив. Да, ему повезло. Однако в последнем бою все же получил тяжелое ранение и был направлен в госпиталь. Осколки снаряда иссекли его тело, попали в голову. После долгого лечения домой солдат Победы вернулся в апреле 1946-го. И все оставшиеся годы война давала о себе знать – осколки то сами выходили, то их приходилось удалять хирургически. А несколько врачи так и не смогли извлечь.
В мирное время Петра Никифоровича как офицера и члена КПСС назначили участковым в засожевскую зону. Ему снова предстояло взять в руки оружие – в лесах скрывались банды полицаев и других гитлеровских недобитков. Они грабили население и свозили добытый «скарб» в укромные места. Так, в густом дубняке в районе Волосович участковый со своей командой разгромил бандитский лагерь и вывез несколько подвод награбленного. Доводилось также собирать по опушкам и окопам оставшееся после сражений оружие и боеприпасы. Но вскоре Петру Атрощенко пришлось оставить службу по состоянию здоровья. Работал мастером на кирпичном заводе в Бердыже, был заведующим зернозаготовительным пунктом и фуражиром в колхозе им.Ленина. Вырастил четверых детей, нянчил внуков. Интеллигентный, умный, добрый и порядочный, он всегда умел поддержать, успокоить, развеселить и подбодрить.
Солдат Победы, пройдя по Северо-Кавказскому, Крымскому и 4-му Украинскому фронтам, зарываясь в песок полевых траншей на Малой земле, умер в 2000 году. В феврале этого ему исполнилось бы 100 лет. И хотя ветерана, отца, деда и офицера уже нет, в память о его боевых подвигах каждый победный май у дома дочери Галины в Вознесенском вывешивают разноцветные флаги и старый китель героя – символ отваги, мужества и беспримерного подвига во имя жизни грядущих поколений.
Валентина ПРАНКЕВИЧ.