Лукашенко: уборочная кампания должна пройти на высочайшем уровне организации и дисциплины
Президент Беларуси Александр Лукашенко провел совещании с руководством Совета Министров. На мероприятие были приглашены и губернаторы, чтобы обсудить ход начавшейся уборочной кампании.
Нынешняя уборочная кампания должна пройти на высочайшем уровне организации и дисциплины. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил на совещании с руководством Совета Министров.
«Многократно отмечал: ситуация на продовольственном рынке — это шанс хорошо заработать. Поэтому нынешняя уборочная кампания должна пройти на высочайшем уровне организации и дисциплины», — поставил задачу глава государства.
Александр Лукашенко напомнил о недавнем разговоре в ходе его рабочей поездки в Оршанский район: недопустимо потерять темпы заготовки кормов как прочной базы животноводства. «Имеется в виду прежде всего нормальный второй укос трав. Это я знаю из своей практики. Я сейчас наблюдаю, и начал косить травы на фактически неудобных землях, на песках. И травы неплохие. А на нормальных почвах вообще отличный второй укос. По-крестьянски скажу: умрите, но соберите эти травы, заверните в пленку или положите в траншею, если вы хотите, чтобы было чем зимой кормить скотину», — пояснил глава государства.
«Качество уборки зерновых колосовых, рапса, кукурузы должно быть образцовым! Все вопросы решены. Топливо, техника, удобрения. Все есть. Дальше начинайте шевелиться. И не ходите следом с протянутой рукой. Я предупреждаю губернаторов, — сказал Президент. — За качеством уборки железобетонный контроль. Минсельхозпрод и другие контролеры».
«Потери недопустимы. Миллион тонн потерь, вы понимаете, сколько сегодня это денег. Вы полмиллиарда долларов можете заработать. Мы такую помощь селу не оказываем, сколько вы теряете на полях, особенно по рапсу. Надо отрегулировать комбайны таким образом, чтобы не потерять рапс. Это огромные деньги», — подчеркнул глава государства.
Он жестко предупредил: «Потеря зерна на полях будет расцениваться по меньшей мере как экономическая диверсия, по большей — как преступление. Хватит шутить».
Александр Лукашенко потребовал, чтобы кадры на местах были мобилизованы на 100%: «Никакой расхлябанности и очковтирательства. Полная слаженность и порядок. Подчеркиваю, по законам военного времени. Идет гибридная война. СМИ, дипломатия, финансы, экономика — все задействовано. И провокации военные начались. Мобилизуйтесь. Будет в закромах что — любую войну выдержим, не дай бог, конечно. Поэтому убедительно вас прошу, чтобы не иметь неприятных разговоров впредь. Со следующей недели все должны приступить к уборке урожая».
Президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании с руководством Совета Министров в очередной раз акцентировал внимание на важности слаженной и эффективной работы агропромышленного сектора в нынешних условиях, которые складываются в регионе и мире в целом.
«Каждый день весь мир пугают голодом. К осени, к зиме — невиданным голодом со времен Великой Отечественной войны. Нагнетается ситуация, как с пандемией, еще чем-то. Но дыма без огня не бывает. Голоду быть. И не только потому, что не вывезли украинское зерно или Россия под санкциями, — сказал Президент. — Поэтому не только хлеба не будет в мире. Я об этом много раз говорил. И вы видите беспомощность, с которой аж целая ООН пытается предотвратить неизбежный кризис. 50 стран мира критически от них зависят — от этого продовольствия. Так это еще цветочки».
«Безумный маховик санкций в отношении минеральных удобрений, нефтепродуктов, логистики перевозок (фрахт, страховка) грозит сорвать последующие агросезоны и просто обрушить рынки продовольствия», — подчеркнул белорусский лидер.
Александр Лукашенко отметил, что цены будут расти на продовольствие в целом, ведь рост цен на зерновые повлечет мгновенный рост на другие виды продовольствия, продукцию животноводства. Он обратил внимание, что цены уже побили исторические рекорды. Как пример — пшеница, которая только за последние полгода подорожала больше чем на 60%. «Как оказалось, доллары на хлеб не намажешь», — заметил глава государства.
Он напомнил, что предыдущий скачок цен на пшеницу в 2008 году закончился печально известной «арабской весной». Зерно стало большой политикой и, по сути, оружием.
«Поэтому я вам и говорю: если будет работать экономика, будет что покушать и во что одеть людей, — это гарантия того, что мы выдержим, — подчеркнул белорусский лидер. — А если правительство не провалит еще под видом санкций другие секторы экономики, то никакие санкции нам не страшны».
Глава государства отметил, что год в сельском хозяйстве складывается неплохо. «Год неплохой. И в России урожай, и Украина еще что-то соберет. И у нас, если мы расхлябанно себя вести не будем, получим хлебов столько, сколько нам надо для людей и животных. Мы, конечно, вывозить пшеницу не будем или какие-то другие культуры. Хотя можем. Кроме рапса, льна — технических культур. Картофеля, которого у нас хватает», — сказал он.
«Зерновые мы вывозить не будем. Надо это все перемолоть через животноводство — получить мясо, молоко», — добавил Александр Лукашенко.
Он жестко предупредил чиновников насчет падежа скота на сельхозпредприятиях.
— Смотреть на ваши цифры падежа и недостатка скота уже просто нетерпимо. Теряем миллионы рублей на ровном месте. Я требую от Генеральной прокуратуры и Комитета государственного контроля, Администрации Президента (кого угодно подключайте) немедленно доклада мне о том, как обстоят дела. И не только цифры. Я вас предупредил: если на каком-то сельхозпредприятии высокий падеж, то это и кормление, и содержание (в недоработках по этим вопросам. — Прим. БЕЛТА). Если они не могут сохранить молодняк, я вам говорил: немедленно изъять и передать молодняк тем, кто может содержать. Проверьте по этому критерию», — сказал Президент. — Если не можете принять решение, доложите мне. Больше на эту тему я разговаривать не буду. И предъявляю уже требования Шведу и Герасимову (руководители Генпрокуратуры и КГК. — Прим. БЕЛТА). Я уже о правительстве не говорю. Это их сфера деятельности. Они должны контролировать и направлять работу местных органов власти», — потребовал белорусский лидер.
Одной из тем совещания Президента Беларуси Александра Лукашенко с руководством Совета Министров стал подготовленный законопроект «О дополнительных мерах в социально-трудовой сфере».
Правительство предлагает принять меры по обеспечению стабильности в социально-трудовой сфере в условиях санкций. Меры временные. Действуют до конца 2022 года. «Сразу вопрос: надо ли нам сегодня на полгода принимать какие-то законопроекты?» — отметил глава государства.
Во-первых, чтобы поддержать трудовые коллективы, предлагается оказывать целевую государственную поддержку нанимателям. «Это значит предприятия частной, государственной формы собственности, большие, малые и так далее?» — уточнил белорусский лидер, получив утвердительный ответ.ъ
В связи с этим он высказал настороженность по поводу того, не пропадет ли стимул у самих предприятий, и насколько справедливо и обоснованно будет оказание такой поддержки: «Встает вопрос, зачем мне работать? У меня хорошо все, потому что старается трудовой коллектив, а там где-то (на других предприятиях. — Прим. БЕЛТА) провалили, в основном по субъективным причинам, — им сразу из бюджета деньги».
Во-вторых, в подготовленном правительством проекте расширяются возможности нанимателей по организации труда, что должно обеспечить стабильную работу предприятий и создать дополнительный ресурс, чтобы эффективнее задействовать работников и не допустить падения их доходов. «А кто мешает в нынешних условиях эффективно задействовать работников и сделать так, чтобы доходы не падали, а росли? Всегда была такая цель перед руководителем», — поставил вопрос Президент.
Как пояснил вице-премьер Юрий Назаров, речь идет о том, что в Трудовом кодексе есть определенные ограничения по продолжительности сверхурочных работ, количеству выходных, которые можно использовать, по переводу работника по решению нанимателя на другую работу.
«Если только это, считайте, что это принято. Лучше аккуратненько, договорившись, поговорив, если это надо, временно или постоянно, обучив, переобучив или не обучая, перевести работника на другую или прочую работу. Всякое ж бывает», — согласился глава государства.ъ
В связи с этим он напомнил о своих тезисах, произнесенных на торжественном собрании. Президент говорил об обстановке вокруг Беларуси, которая, пусть и без горячей войны, но вынуждает действовать фактически в условиях военного времени. «Если люди это не понимают, так это что, горячую войну надо развязать? — задал риторический вопрос белорусский лидер. — Тогда ж никто ни у кого не спрашивает, куда переводить».
Но если это будет связано с тем, что руководитель будет надеяться на Головченко и Назарова или на Кочанову (на решения руководства высших органов государственной власти. — Прим. БЕЛТА), этого не будет», — предупредил Президент.
В-третьих, предлагается установить дополнительные меры социальной защиты семей, попавших в сложную финансовую ситуацию. «Посмотрим, что вы тут предлагаете. Мне кажется, что лучше всех семьи видят на местах. В Минске — главы администраций и председатель горисполкома. На селе — председатели сельских советов и председатели райисполкомов. И если мы говорим о поддержке, это же деньги. Так давайте отдадим им (на места. — Прим. БЕЛТА) деньги и просто их обяжем, чтобы они помогали этим семьям. Посмотрим, что вы предлагаете в связи с этим».
«Если вы думаете, что Лукашенко, Головченко или Кочанова с Герасимовым лучше видят из Минска, кому помочь, вы заблуждаетесь. Мы просто повяжем по рукам и ногам местные органы власти в связи с оказанием этой поддержки, если кому-то надо. И чохом опять сейчас определим. Опять будем поддерживать семьи», — заметил глава государства.
Он подчеркнул, что выступает за то, чтобы поддержка оказывалась именно тем, кому она действительно нужна. «А поддержать могут только те, кто непосредственно сталкивается с этими семьями. Мы только можем концептуально указать, что это надо делать. И поставим на контроль, как на месте губернатор, предрайисполкома и сельского совета оказывают эту поддержку семьям», — сказал глава государства.
Александр Лукашенко попросил участников совещания доложить, не ухудшает ли подготовленный документ положение трудящихся; какие издержки лягут на бюджет и какой эффект будет от такого «страхования» или «подстраховки» нанимателей; не приведут ли предлагаемые новшества к тому, что предприятиям будет выгоднее получать господдержку, нежели шевелиться самим. «И главное, если меры временные, то нужно ли закреплять их в законе?» — поставил вопрос глава государства.
Президент обратил внимание на недопустимость перекоса в плане желания отрегулировать те или иные вопросы на законодательном уровне: «Я вам говорю как бывший законодатель, который занимался этим. Закон принять — это год, полтора, а то и два. Впопыхах не получится, если по-настоящему. И надо ли нам все это запихивать, особенно временные нормативные положения, в закон? Пока примем закон, время уйдет. Закон регулирует наиболее длительные устойчивые связи и отношения. Зачем временные меры, которые еще надо подумать, стоит ли нам принимать, регулировать законом? Думаю, надо это делать подзаконными актами. Это в целом замечание».
Министр труда и социальной защиты Ирина Костевич после совещания рассказала журналистам, что по результатам дискуссий принято решение зафиксировать дополнительные меры поддержки граждан и трудовых коллективов не в проекте закона, а в проекте указа Президента. Подготовка такого документа занимает меньше времени.
По словам Ирины Костевич, решено откорректировать действующий механизм адресной социальной помощи гражданам в части предоставления документов, подтверждающих доход. Если сейчас нужно предоставить документы за 12 месяцев, чтобы государство оказало поддержку, то в новом указе этот период будет сокращен до 3 месяцев для тех работников, которые оказались в режиме вынужденной неполной занятости либо были уволены. «Тем самым мы адресно, точечно помогаем человеку и его семье решить проблему в связи со снижением дохода», — отметила министр.
Принимать решение об оказании поддержки будут по-прежнему органы исполнительной власти на местах. «Мы не меняем эти подходы. Именно там, где живет человек, знают проблему семьи и человека, — пояснила руководитель Минтруда и соцзащиты. — Нужно написать заявление, подать документы в рамках государственной услуги «одно окно» и уже соответствующие органы будут принимать решение».
Касательно сроков принятия нового указа она сообщила: «Как всегда, очень быстро. Срок у нас один — все делаем срочно и оперативно, этого требует время».
МНЕНИЕ
Ирина Костевич рассказала, в каких ситуациях работники предприятий смогут получить господдержку.
Работники предприятий, которые оказались в режиме вынужденной неполной занятости либо были уволены, могут рассчитывать на поддержку со стороны государства. Об этом сообщила журналистам министр труда и социальной защиты Ирина Костевич по итогам совещания Президента с руководством Совета Министров, на котором обсуждались в том числе и дополнительные меры в социально-трудовой сфере.
Министр отметила, что в ситуации, когда на некоторых промышленных предприятиях есть факты неполной занятости работников, простоя, возникает необходимость максимально поддержать человека, у которого в этой ситуации, бесспорно, упадут доходы, уровень заработной платы. Для этого был предложен механизм адресной социальной помощи. Она оказывается конкретному человеку, но затрагивает в целом и семью, так как рассчитывается исходя из среднедушевого дохода семьи.
На рассмотрение главы государства был вынесен проект соответствующего закона, однако по результатам дискуссий принято решение зафиксировать дополнительные меры в проекте указа Президента. Подготовка такого документа занимает меньше времени.
По словам Ирины Костевич, решено откорректировать действующий механизм адресной социальной помощи в части предоставления документов, подтверждающих доход. Если сейчас нужно предоставить документы за 12 месяцев, чтобы государство оказало поддержку, то в новом указе этот период будет сокращен до 3 месяцев для тех работников, которые оказались в режиме вынужденной неполной занятости либо были уволены. «Тем самым мы адресно, точечно помогаем человеку и его семье решить проблему в связи со снижением дохода», — отметила министр.
Принимать решение об оказании поддержки будут по-прежнему органы исполнительной власти на местах. «Мы не меняем эти подходы. Именно там, где живет человек, там знают проблему семьи и человека, — пояснила министр. — Человеку надо написать заявление, подать документы в рамках государственной услуги «одно окно», и уже соответствующие органы будут принимать решение».
Дополнительные меры, которые будут прописаны в указе, затронут также и трудовые отношения работников и нанимателей. «Обсуждался вопрос, как предоставить более широкие полномочия нанимателю, но при этом обеспечить баланс прав и обязанностей нанимателя и человека», — обратила внимание Ирина Костевич. До того, как вынести предложения в этой сфере на уровень Президента, их обсудили на диалоговых площадках, в том числе в Национальном совете по трудовым и социальным вопросам. Был запрос от промышленных предприятий по изменению норм о существенных условиях труда, сверхурочной работе, временном переводе.
Министр отметила, что подобный запрос был и в 2020-м году, когда промышленности нужно было оперативно перестроить работу в условиях COVID-19. «Сегодня такая необходимость тоже есть как ответ на санкции, которые предприняты по отношению к нашим промышленным предприятиям, — быстро, оперативно, гибко перестроиться с тем, чтобы не потерять трудовые коллективы, поддержать человека и при этом обеспечить работу предприятий, перестроив его в текущих условиях», — сказала она.
Относительно сроков принятия нового указа она сообщила: «Как всегда, очень быстро. Срок у нас один — все делаем срочно и оперативно, этого требует время».