«ЗОЛОТОЙ НАШ ЧЕЛОВЕК…»
Так отзываются о Владимире Михайловиче Плескачевском его родные, друзья, соседи и бывшие коллеги. Золото пройденных лет густо усыпало виски этого человека, а его трудовой путь проторили широкие колеса времени, оставив глубокую колею на урожайных посевных участках колхозного поля и в завидной биографии сельского труженика.
Родился Владимир Михайлович в д.Нивки в 1930 году. Его отец был одним их тех, кто попал под пресс политических репрессий – его, как опасного антисоветского элемента сослали куда-то в Казахстан, а нажитое имущество, корову, поросенка и запасы продовольствия были изъяты местными органами исполнительской власти. В итоге семь детей репрессированного «кулака» остались одни, на руках у растерянной и оторопевшей матери. Володе на тот момент исполнилось два года, он был самым младшим, но ярмо крестьянского труда влачил наравне со всеми уже с ранних лет. Чтобы хоть как-то выжить, подростки на лугу собирали щавель и дикий чеснок, сушили листья липы для приготовления лепешек. Зимой же в ход шли гнилушки, ребята пухли от голода. Дети «врага народа» спали на полу, а сахар видели по большим праздникам. Девять лет у них в доме не было молока, и только в 1939 году мать купила молодую телочку. «Вот тогда нам стало немного легче», – вспоминает старший брат Виктор Плескачевский. Нищета и бедность заставили Володю зарабатывать самостоятельно. И за первые рубли, полученные им за сбор и сдачу сосновых шишек, парнишке купили новые ботинки. Однако, несмотря на несправедливое отношение тогдашней власти к их семье, Владимир Михайлович в последующем стал настоящим коммунистом, до конца верившим в справедливость и социалистические идеалы. Всю свою жизнь посвятил труду в сельском хозяйстве.
В трудовой книжке колхозника Владимира Плескачевского вписан весь его путь, отданный заботам о хлебе. И основная часть выполняемых им обязанностей – бригадирство. «Вечный бригадир», – так кратко и аргументировано отзывается о нем житель г.Чечерска, член районного Совета старейшин Василий Петрович Плескачевский. И это действительно так. Владимир Михайлович был сердцем и душой привязан к земле, он врос в нее, словно кряжистый ясень, и уже не мог дышать иным воздухом, питался энергией живородящего поля, отдавался во власть гипноза поспевающей нивы. В его трудовую биографию не вписаны годы, когда он еще подростком на быках возил переполненные бидоны молока от общественного стада в д.Селянин. А ведь именно с этого времени и начался отсчет наполненных будней труженика села. За активную жизненную позицию и умение руководить В.Плескачевский был назначен на должность заместителя председателя колхоза им.Кирова, возглавлял первичную парторганизацию хозяйства, работал бригадиром, а перед выходом на заслуженный отдых – начальником участка в колхозе им.Ленина. За производственные достижения и успехи на ниве сельского хозяйства Владимир Михайлович удостоен правительственных наград: ордена Трудового Красного Знамени, медалей «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», «Ветеран труда» и участника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1958 года, бронзовой медали «За успехи в народном хозяйстве СССР». В его копилке также нагрудные знаки Победителя соцсоревнования 1973, 1977 и 1979 годов, медаль участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, это был и просто хороший друг, заботливый отец, отличный семьянин. Домочадцы безумно любили его, а он искренне радовался этому и постоянно шутил. С женой Еленой Александровной, которая во всем поддерживала и помогала мужу, они прожили в браке 60 лет, воспитали четверых детей, имеют семь внуков и шесть правнуков. И теплые отцовские чувства в какой-то мере подорвали ему здоровье, оно ухудшилось после безвременной смерти сына и дочери. Только свою боль он тщательно скрывал от окружающих.
Дом Владимира Плескачевского всегда был открыт для друзей, гостеприимные хозяева не выпускали за порог, прежде чем не напоят гостя чаем или не предложат отобедать. Сейчас там поселилась скорбь. Добрейшей души друг, муж и отец ушел из жизни так же тихо и ненавязчиво, как и прожил ее: схватился за сердце, охнул – и не стало человека. Но остался его славный след, его доблестные свершения, его богатая родословная. А еще он покинул нам бригадирский хозяйский завет – бескорыстно любить свой край, людей, свою родину и золотой пшеничный колос.