Идти туда, где нас ждут
Эксперты — о том, получилось ли Западу изолировать Россию и Беларусь от остального мира.
Сколько бы Запад ни пытался выставить Россию, а вместе с ней и Беларусь странами-изгоями, сколько бы ни говорил о якобы международной изоляции государств, реальность другая. Эксперты развенчивают навязанный нашими недругами миф бронебойными аргументами: мы успешно противостоим санкциям, мы развиваемся, с нами сотрудничают. Показательные примеры: 30 сентября Александр Лукашенко принял верительные грамоты послов 11 стран едва ли не со всех континентов и четко обозначил наши экономические интересы и пути дальнейшего взаимодействия. Мало того, запущена процедура по вступлению Беларуси в ШОС — организацию, на долю которой приходится четверть ВВП всего мира. И кто после этого будет говорить о том, что наша страна нерукопожатна?
СКАЗАНО. Президент Беларуси Александр Лукашенко: — Даже в условиях беспрецедентного санкционного давления Беларусь успешно развивается. Особенно это касается традиционных для нас отраслей промышленности и сельского хозяйства. Мы сумели переориентировать экспорт, занимаемся импортозамещением, увеличили поставки в Россию, Китай и другие страны. Далекие от нас. Как мы называем их, дальней дуги. Конечно, мы ощущаем негативный эффект от западных ограничений в силу открытости нашей экономики. Тем не менее своих целей эти санкции не достигли. В том числе благодаря широкой международной поддержке Беларуси. (На церемонии вручения верительных грамот, 30 сентября 2022 года.)
Мир большой и разный
Итак, США и Европа от Беларуси в угоду «демократическим ценностям» (им ли или все же речь о возросшей конкуренции, которая перестала устраивать Соединенные Штаты Америки?) действительно отвернулись. Только вот коллективный Запад — это далеко не весь мир. В конфронтацию с нами, отмечает председатель Минской областной организации Белхимпрофсоюза экономист Дмитрий Швайба, вступило лишь небольшое число государств, возможности которых масштабны, но не безграничны. Другие же продолжают работать. И церемония вручения верительных грамот — не единственное тому доказательство. Посещение министром иностранных дел Владимиром Макеем Генассамблеи ООН, его кулуарные и публичные переговоры, встречи Александра Лукашенко с иностранными коллегами и гостями из-за рубежа… Изоляция? Нет, не слышали.
— Да, наш регион становится приграничным в части цивилизационного разлома, хотя очень хотелось бы, чтобы этого не произошло, — говорит эксперт. — Тем не менее обострение отношений есть, и мы передовой форпост на западной границе Союзного государства, Евразийского экономического пространства, а теперь и Шанхайской организации сотрудничества.
Мы на себе чувствуем напряжение и дух времени. Мир очень разный и большой. Есть Латинская Америка с колоссальными перспективами развития экономических отношений, это и Африканский регион, и Ближний Восток, который имеет свое видение, безграничная Азия, формирующая региональную организацию сотрудничества в виде ШОС.
Железное братство
То, насколько для Беларуси важна Шанхайская организация сотрудничества, то, насколько это интеграционное объединение уже в самом ближайшем будущем может выйти на лидирующие позиции в мире, наиболее ярко доказывают следующие факты. «Застрельщиками» в ШОС выступают Китай и Индия. Между прочим, первая и третья экономики мира по покупательской способности. Белорусско-китайское сотрудничество и вовсе с каждым днем обогащается новыми элементами и последовательно укрепляется. Мало того, в нынешнем сентябре в Самарканде, сказано в поздравлении, адресованном Александром Лукашенко Председателю КНР Си Цзиньпину по случаю Дня провозглашения Китайской Народной Республики, уровень отношений между странами повышен до железного братства, образцового всестороннего стратегического сотрудничества и всепогодного партнерства. Политический обозреватель ОНТ Игорь Тур в своем телеграм-канале и вовсе делает акцент: в мире, за исключением Беларуси, едва ли найдется страна, которая имеет настолько тесные контакты сразу с двумя мировыми гегемонами — Россией и Китаем. Государствами, дополнил нам он, которые серьезно готовы, принимая решения, учитывать и наши интересы:
— Тот факт, что Минск считается Москвой и Пекином партнером высшего уровня, гарантирует нам особые экономические преференции. А еще самое банальное: когда в партнерах два из трех мировых военных лидера, то зонтик оружейной мощи России и Китая будет поддерживать стремление Беларуси к миру и спокойствию. Кстати, третий гегемон — США — интересы своих партнеров, несмотря на публичные заявления о стратегичности, исторически не учитывал никогда.
Упираться и работать
Интерес к Беларуси со стороны коллективного Востока — это не повод успокаиваться. Упираться и работать, быть максимально мобилизованным каждый на своем месте, ответственно подходить к делу нужно в любом случае. Наращивать производство, инвестиции, искать новые рынки сбыта. В этом ключе наша страна плотно работает с Россией. На важность взаимодействия двух государств обратил внимание и белорусский Президент на недавних переговорах с Владимиром Путиным в Сочи. Об этом же говорили и на недавнем заседании Президиума Совета Министров, главной темой которого стал проект прогноза социально-экономического развития на 2023-й. Рост ВВП запланирован на уровне 103,8 процента — это обеспечит увеличение доходов населения более чем на 4 процента.
— Экономика — основа безопасности любого государства. Это очевидно, поскольку и на социальную политику, и на оборону нужны деньги, — анализирует политолог Вадим Боровик. — Почему против нас после 2020 года начали инициировать санкции? Была задача подорвать экономическую устойчивость страны и, соответственно, спровоцировать социально-политическую нестабильность, сменить таким образом режим и поставить государство под контроль. Но экономике мы уделяем самое пристальное внимание. Прогноз у Правительства достаточно оптимистичный, но он реалистичный при соблюдении производственной дисциплины, наращивания темпов присутствия Беларуси на тех рынках, где мы сегодня работаем, и там, где мы имеем потенциал к росту.
Мы видим, что Россия для нас сегодня открылась полностью, по многим товарным позициям они уже просят нас поднажать, произвести больше, потому что наша продукция качественная и конкурентоспособная по цене. Да и зачастую аналогов ей с учетом тех санкций, которые введены против России, попросту нет. Увеличен товарооборот с Китаем, ОАЭ, странами дальней дуги. Целый ряд государств сегодня готовы работать с Беларусью еще более интенсивно.
Поверх барьеров
Впрочем, говорить о том, что США и Евросоюз оставят наши страны в покое, тоже не приходится. Показательный пример — Иран. Страна, которую Соединенные Штаты Америки в свое время так же обложили мыслимыми и немыслимыми санкциями. Страна, которая сумела преодолеть козни Запада. Страна, которую недавно официально приняли в ШОС. Страна, в которой «нежданно-негаданно» недавно начался бессмысленный и беспощадный бунт. Есть ли взаимосвязь? Безусловно, заверяет политолог Юрий Шевцов. Эксперт отмечает, что процедура принятия Ирана в члены Шанхайской организации сотрудничества совпала с заключением в прошлом году между Ираном и Китаем большого соглашения:
— В чем детально заключается это соглашение, обе стороны официально не говорят, но в СМИ просочилась следующая информация: Иран обязался в течение 25 лет поставлять в Китай большие объемы нефти по приемлемой цене, а Китай — их принимать. Это означает, что Иран будет иметь шанс получать на протяжении 25 лет стабильный крупный доход от основного предмета своего экспорта. Американские санкции против Ирана, направленные против нефтяного экспорта, которые ввели Штаты, чтобы остановить в стране развитие атомной программы, не будут работать. С другой стороны, в рамках этого большого соглашения предусматриваются огромные инвестиции Китая на территории Ирана. Обычно речь идет о более чем 200 миллиардов долларов инвестиций в течение 25 лет. Эти вложения прежде всего должны пойти на индустрию Ирана, а также в объекты инфраструктуры. Это означает, что Китай и Иран стали заинтересованы в развитии не только морской коммуникации между собой, но и по суше. А это уже касается и других стран Центрально-Азиатского региона.
В любом случае, а также с учетом переговоров и визита в эту страну Владимира Путина, в лице Ирана у ШОС появился дополнительный мощный фундамент для межгосударственных соглашений в масштабе региона. Именно поэтому США пытаются провести «цветную революцию» в Иране для того, чтобы остановить его. Но в Иране такое не впервые.