Тонкости профессии двойного назначения
Сегодня на дорогах можно встретить автомобили разных марок и классификаций, но если там появляется крупногабаритная техника, то всегда привлекает внимание. Один из представителей тяжеловесов сверхмощный МАЗ сортиментовоз, под капотом у которого 420 лошадиных сил, впечатляет своими размерами и вызывает интерес. Каково же управлять таким гигантом, поделился водитель спецлесхоза Дмитрий Котиков.
Дмитрий вот уже четыре с половиной года постигает тонкости профессии в лесной отрасли. И, как сам признается, научиться работать на большегрузе было непросто. Волнительными были первые после стажировки самостоятельные рейсы по лесному бездорожью, где от привычного понимания понятия дороги только название. Грязь и лужи, скорее лужищи, после дождя и снега, пески, сугробы, парализующие движение автомобиля – все здесь обыденность. По такой «магистрали» пешком не всегда пройдешь, не говоря уже о том, что нужно 21-тонному тяжеловесу проехать, а потом еще и с грузом обратно. «Зачастую возникают сложности при подъезде к нужному месту, в лесу пространство для маневра ограничено, – рассказывает мужчина. – Поэтому нередко приходится сдавать назад с прицепом к штабелю». Если учесть габариты машины (ее длина вместе с прицепом 20 метров), ограниченную обзорность и плохую видимость, так как погрузку проводят в том числе и в темное время суток, становится очевидно, что это не каждый сможет. Бесспорно, работника выделяет не просто профессионализм, а ювелирное мастерство.
Накопленный опыт позволяет Дмитрию виртуозно управлять специализированной техникой, быть высококлассным автомобилистом и искусно владеть гидроманипулятором. Ведь его профессия предполагает совмещение отменных навыков водителя и оператора уникального агрегата. Можно сказать, что продолжением руки становится стрела, длина которой 8,5 метра, и захват манипулятора. Быстрота реакции и сноровка помогают мужчине быстро и качественно производить погрузочно-разгрузочные работы под открытым небом и в любую погоду: и в жару под палящим солнцем, и под проливным дождем, и в мороз, и метель. Но, несмотря ни на какие внешние факторы, необходимо уделять повышенное внимание технике безопасности. Причем как самого оператора, ввиду того, что его кресло более двух метров от земли, рядом с находящимися под давлением узлами установки, так и людей, работающих рядом. Ведь потенциальный риск представляет перемещаемый груз.
За годы работы Дмитрий убедился, как говорится, на собственном опыте, что каждая машина ведет себя по-особенному: железных коней поменял уже четыре. Начинал на перевезшем не одну сотню тысяч кубометров древесины сортиментовозе, но за высокую производительность труда и достигнутые показатели по вывозке леса уже шесть месяцев обкатывает новенький МАЗ.
График у работника, безусловно, напряженный. Частые командировки в разные регионы страны. За смену спидометр может до тысячи километров накрутить. Не обходится, конечно, и без поломок. «Благодаря отлаженному взаимодействию с инженерной службой мы с напарником Андреем Поздняковым быстро их устраняем, – говорит Дмитрий. – Всегда следим за техническим состоянием автомобиля, потому что предугадать, какие нештатные ситуации возникнут, невозможно. Это в первую очередь залог безопасности не только водителя, но и других участников дорожного движения».
Руководство неоднократно отмечало старания работника почетными грамотами и дипломами. Как говорит главный механик спецлесхоза Николай Потапенко, на их слаженный экипаж нужно равняться остальным.
А.КИСЕЛЕВА.