Горели хаты и люди, но память выжечь невозможно
Зверства фашистов на территории района до сих пор поражают своей жестокостью и бесчеловечностью, а скорбь о сожженных и убитых больно жжет в груди, как тот огонь, в котором погибли сотни наших земляков, невинных жертв террора – мирных граждан.
Чечерщина была оккупирована гитлеровцами в августе 1941- го, и с того момента каждый день на нашей земле гибли люди. Особенно жестоко гитлеровцы расправлялись с лицами еврейской национальности, составлявшей где-то 20 процентов от числа всех
жителей. Свидетель геноцида Павел Афанасенко из Будища своими глазами видел, как в лесу под Чечерском немцы разделались с группой евреев. Их привезли на нескольких грузовиках. Бульдозер вырыл глубокую яму и всех – детей, стариков и женщин – закопали живьем. Трактор трамбовал землю, а внизу раздавались крики и плач. Подвергались массовому истреблению и другие жители. Их кололи штыками, расстреливали, вешали, бросали в костер. В этом пламени массового уничтожения исчезали целые деревни.
До войны в районе насчитывалось около 200 поселков, кордонов, хуторков. Часть из них были сожжены. В засожевской Осиновке из 118 подворий захватчики уничтожили 117, в Волосовичах из 227 изб враг испепелил 176, в Беляевке из 180 осталось лишь 5 домов, в Бабичах из 257 уцелелПолностью выгорели деревни Гута Осиновская – 30 хат, поселок Ключевой – 48, Гаек – 24, Высокая Грива – 82, Гудок – 16, Причалесня – 109, Репище – 28, Заложье – 22, Добрынь – 86. В Залесье шквал огня охватил все 280 подворий. В самом Чечерске с лица земли было стерто около 300 домов. Под гнет уничтожения попали 70 человек из Новозахарполья, 54 из Причалесни, 36 из Осиновки, 37 из Репища. В Глубочице оккупанты согнали 28 сельчан, заперли их в 5 домах и подожгли. В числе погибших была Марина Чвырова с тремя детьми, а также Анна Дорофеева и трое ее ребятишек. Фашисты не пощадили и других жителей края. Согласно статистике, всего война унесла 1226 жизней мирных граждан, а также 716 из других регионов страны. В Германию было угнано 1379 человек. А сколько потом скончалось в результате ранений и различных заболеваний, от голода и изнеможения. Разве такое можно забыть!
…Прошли годы. Отстроились дома, загоились раны, выросло новое поколение чечерян. И наш долг – чтить память о погибших, замученных и умерших, всех, по чьей судьбе прошла война. Ведь мы обязаны им жизнью.
Валентина ПРАНКЕВИЧ.