Пока поет гармонь, живет деревня
Кажется, еще совсем недавно в Саприках по любому подвернувшемуся поводу практически на каждой улице звучала говорливая веселая гармонь. Сегодня тонкий соблазнительный голос двухрядки можно услышать только по большим праздникам, и то лишь в доме последнего из местных виртуозных музыкантов – Василия Барабанова.
Технику игры на всенародно почитаемом когда-то ручном инструменте Василий Семенович освоил еще в юношестве. Увидел, как ловко бегают пальцы брата Петра и лучшего друга Василия Толкачева по упругим кнопкам хромки, и сам загорелся желанием научиться этому мастерству. Раздобыл где-то недорогую гармошку и «мучил» ее часами, пока та не поддалась его упорству и врожденному дарованию. И зазвенела, заговорила в руках парнишки «веселая подружка». На деревенских вечеринках, праздничных посиделках местные музыканты наперебой демонстрировали свое умение. На зависть талантливо выводил аккорды и «рвал меха» гармони и Василий Семенович. А их у него было несколько. Одну подарил двоюродный брат, вторую – тогда широко распространенную «Беларусь» приобрел за собственные сбережения, третью к 40-летию купил отец. Но сохранилась последняя – звонкая шуйская с «золотыми» планками, выполненная по заказу на предприятии по производству музыкальных инструментов города Шуя Ивановской области.
– Сколько танцев на ней отыграл, не перечесть: «Сербиянка», «Страдание», «Полька», «Семеновна», вальсы разные, – улыбается мужчина. – Что ни праздник, то с гармошкой, без нее никак. А сколько песен перепето…
Кстати, рядом с Василием Семеновичем всегда его верная спутница. В дуэте с мужем Тамара Николаевна создавала гармонию и была украшением любой вечеринки. Но не только. Супружеская пара вот уже почти полвека идет по жизни рука об руку. Воспитали двоих сыновей, дождались внуков. Василий Семенович 42 года водил автобусы по городским маршрутам Гомеля, выполнял дальние рейсы. А Тамара Николаевна занималась озеленением улиц Советского района. После выхода на заслуженный отдых Барабановы вернулись на малую родину, в родные Саприки, где выросли, научились труду на земле и где зародилось их семейное счастье.
– Прошла, отзвенела наша лихая молодость, – с легкой ностальгией вздыхает хозяин дома. – Стало тихо в деревне, не поют бабы, замолчала хромка. Да и я уже редко играю – пальцы не те. Но все ж иногда нет-нет, да и разверну меха, когда душа того попросит. Глядишь, и хворь на время отступит…
А пока поет гармонь, светлеют лица людей, становится теплее на сердце, уютнее в доме. И жизнь опять наполняется радостью, любовью, смыслом.
Валентина ПРАНКЕВИЧ.