Основа нашей идеологии: о справедливости в историческом, геополитическом и социальном контексте

В основе белорусской национальной политики лежит понятие справедливости. ­Президент не раз подчеркивал: нет справедливости — не будет и государства, оно начнет разрушаться. Акцент на справедливости мы делаем, когда говорим о регулировании цен и разнице в зарплатах между руководителями торговых сетей и простыми работниками. Именно справедливость влияет на формирование тарифов в сфере ЖКХ, которые в соседних странах возросли до неимоверных цифр, на новации в налоговом законодательстве, на возможность получения высшего образования одаренному школьнику даже из самой отдаленной деревни. И на какую сферу ни обрати внимание — подобный подход будет везде. Справедливость, если хотите, это наш бренд, основа идеологии. О ней стали говорить едва ли не как о национальной идее. Почему? Разбираемся в нашем материале.

Сказано. ­Президент Беларуси Александр ­Лукашенко: — В основе нашей политики лежала концепция справедливости. Мы ее будем придерживаться и дальше… Цель одна — только справедливость! (На совещании по вопросам безопасности, 10 октября 2022 года.)

Идти от жизни

Немного истории. Акцент на справедливости — это про мировоззрение белорусского народа в принципе. Председатель правления РГОО «Белорусское общество «Знание» Вадим Гигин рассуждает: если мы ищем национальную идею, то обостренное чувство справедливости — это как раз то, что белорусам было свойственно во все времена, что определяло смысл белорусской государственности.

— Это связано с нашими цивилизационными основами, с тем, что белорусская нация вышла из такого крестьянского, деревенского хозяйства, из этакой общины, «грамады», «талакi», где чувство локтя, взаимопомощи и тесно связанное с ним чувство справедливости всегда было очень важным. А ведь рядом с термином «справедливость» есть и чисто белорусский термин — «людскасць», и он гораздо шире, чем просто человечность. Вести себя «па‑людску» — это и означает вести себя справедливо. Это то же самое, что и евангельское определение «поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой».  

Если мы посмотрим на наиболее успешные модели государственности на наших землях, то определялись именно этим самым качеством социальной справедливости. Почему, например, таким успешным был проект Белорусской Советской Республики? Почему люди до сих пор вспоминают о нем? Почему именно в это время были настолько серьезные достижения? Потому что наиболее яркие руководители — такие как Червяков, Мазуров, Машеров — поступали именно «па‑людску», «па‑свойску». Это то, что наш ­Президент называет «идти от жизни». То есть руководствоваться прежде всего житейской логикой. Вот эти термины — «па‑людску», «па‑свойску» — и раскрывают белорусское понимание справедливости.

Нельзя все мерить деньгами

На Западе — наоборот. Что там до чаяний простых людей, когда есть сухая экономическая теория, интересы бизнеса и крупных корпораций. Рыночное лицо той или иной страны, увы, с термином «справедливость» уж явно не коррелирует. Хотя в нынешнем турбулентном мире все должно быть по‑другому.

— Надо понимать, что тема справедливости гораздо шире, чем, скажем, тема, связанная с регулированием цен, — отмечает аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин. — Мы видим, что коллективный Запад наживается и наживался в течение последних 350 — 400 лет за счет несправедливости — неравномерного распределения доходов, зарабатывания на обмане, эксплуатации простых людей. Результат — уничтожение слабых государств и получение сверхприбылей определенными странами.  

­Президент очень четко обозначил, что, если мы, подобно нашим оппонентам, будем распространять идеи несправедливости, это всегда неизбежно будет вести к социальным распрям, к противостоянию богатых и бедных, к противостоянию регионов. В результате мы станем легкой жертвой для политических манипуляторов, технологов, которые будут раскачивать общество, погружать его в состояние перманентной революции, перманентного протеста и, естественно, ослаблять его экономически, политически, в оборонной сфере. После того как государство, народ окажется в раздрае, в противоречиях, он никогда не сможет решать сложные задачи по развитию экономики, улучшению быта, инфраструктуры, созданию высокотехнологичных объектов, подобных АЭС или запуску космических аппаратов. 

Запрос на справедливость

— Запрос на справедливость актуален во всем мире, жить по справедливости хотят все, — анализирует депутат Палаты представителей Национального собрания Сергей Клишевич. — На Западе управляют государством те, у кого больше денег. Если Западу, скажем, выгодно закрыть фермы в Литве в угоду собственным интересам, Литва их без проблем закроет и даже глазом не моргнет. Пусть это влияет не только на жизни и благосостояние конкретных людей и провоцирует протесты, но и на национальную безопасность таких государств. Там ведь не ведется речь про нефть и газ. Вопрос стоит про еду, про возможность покушать. Про самое элементарное. Поэтому такая модель построения государства, как в Литве, для нас это пример того, куда нам не стоит двигаться.

Наши люди должны ценить, видеть, что действительно происходит в нашей стране. И у нас хватает вопросов, но мы над ними работаем каждый день. И совещание Главы государства по конкретным проблемам, соответствующие мозговые штурмы с экспертами, чиновниками тому пример. Стали бы, например, еврочиновники обсуждать цены? Они считают, что все отрегулируется само собой. А значит, в Вашингтоне. А вот когда стоит вопрос о нефти, газе, ценах на российские энергоносители, тут сразу начинается их активность…

Открытый диалог

Выстроенная в Беларуси система работы с населением позволяет государству оперативно реагировать на формулируемый обществом запрос на справедливость. Этот диалог ведется в комплексе — задействована исполнительная вертикаль, парламентарии, профсоюзы, другие структуры гражданского общества. Одна из форм — приемы граждан, которые дают возможность обратить внимание на наиболее острые вопросы, решить их, в случае чего ориентируясь на глас народа, предложить и соответствующие изменения в законодательство. О том, что волнует общество, председатель Гродненского областного объединения проф-
союзов, член Совета Республики Национального собрания Виктор Лискович
знает не понаслышке. О справедливости как о неотъемлемом атрибуте социального государства рассказывает на конкретных примерах:

— Справедливость сегодня — это действительно как раз тот критерий, которым должен руководствоваться и сенатор, и работник профсоюзной организации. Справедливость в целом слагается из многих составляющих. Это и наличие в нашем обществе равных условий для любого человека, это и право на труд, где человек может выбрать себе ту профессию, которая будет ему по душе. Для этого опять‑таки есть все возможности. В частности, равные условия для поступления в средние специальные или высшие учебные заведения. Справедливость — это и распределение социальных благ в нашей стране. На любом предприятии существует система коллективных договоров, которая позволяет справедливо относиться к добросовестным работникам. Впрочем, и об ответственности конкретных работников забывать нельзя.

Сохранение трудовых коллективов, недопущение банкротства, сохранение достойной заработной платы, различные виды социального страхования — это все то, что в нашей стране также характеризует такое понятие, как справедливость. Если взять вкупе все эти составляющие, то именно справедливое отношение к человеку позволяет ему гармонично развиваться, трудиться с максимальной отдачей. Страна благодаря этому приобретает стабильное общество в лице наших трудящихся.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика