Женская доля Марии Халапенко: не всегда все было в жизни просто…
Для Марии Халапенко из Глубочицы 8 Марта особый праздник. Женщина отметила свой день рождения. А в этом году он еще и юбилейный, ведь уроженке деревни исполнилось 90.
В семье Марии Ильиничны было 10 детей, но кто-то умер в младенчестве, а Миша утонул в 18-летнем возрасте. Осталось три сына и лапочка-дочка. Белокурую курносую девчушку все любили и баловали, вот только судьба ей была уготована совсем не легкая.
Уже в 8 лет в жизнь Марии Ильиничны ворвалась беда – пришли фашисты и украли ее счастливое детство. Старшие братья Иван и Сергей отправились на фронт, а вскоре в Глубочицу нагрянули немцы. Несколько офицеров поселились в избе маленькой Маши, сама же она с родителями вынуждена была ютиться в бане. В 1943-м часть населения фрицы собрали в колонну и погнали в сторону Меркулович для дальнейшей отправки на принудительные работы в Германию. Среди мирных пленных была и Маша с родными. Это и спасло им жизнь, ведь в деревне гитлеровцы сожгли живьем 28 местных жителей. В тот огонь истребления попал и дом Марии Ильиничны – сгорел вместе с 12 сельчанами. Поэтому по возвращении на малую родину домочадцам пришлось искать временное убежище, пока вновь не отстроили свой угол.
Такой же нерадостной оказалась и женская доля Марии Халапенко. Когда вышла замуж, уехала с супругом в Сибирь на заработки. Год трудились на рыбоконсервном заводе, а затем вернулись на Чечерщину. Манила родная сторонка, благоухающие соцветиями трав луга и наливные яблоки из сада. Но здесь на женщину свалилось неожиданное горе – трагически погибает муж, на ее руках остается трехмесячный младенец. Замуж вторично она не вышла, сына вырастила одна. На чечерской фабрике шила одеяла, затем около 30 лет работала в местном сельхозпредприятии, 19 из них в овощеводческой бригаде: за Глубочицей раньше был колхозный сад, где между рядами сельчане выращивали капусту, огурцы, морковь, свеклу, помидоры. Практика, которую тогда применяли повсеместно, приносила двойную выгоду – и борьба с пустозельем, и дополнительный доход от земли. В свободное же время Мария Ильинична сидела за вязанием и вышивкой, при свечах и керосиновой лампе изготавливала кружева, салфетки, набожники. Наверное, от этого сегодня у женщины проблемы со зрением, всего и видит, что блеклый свет из своего оконца. В последнее время стали подводить ноги. «Если бы не внук, не знаю, как бы справлялась», – вздыхает моя собеседница. Павел приехал ухаживать за престарелой бабушкой из Бреста, и уже больше 7 лет он ее опора и поддержка. Вот и минувший юбилей отметил вместе с нею, разделив минуту торжества и горечь воспоминаний. Как-никак, а за 90 лет и тревог, и огорчений, и потерь было с избытком. Утрачено здоровье, но годы плодотворного труда, гордость за достигнутые успехи и забота близких – то богатство, которое ни украсть, ни потерять невозможно.
Валентина ПРАНКЕВИЧ.