В пути от линотипа до компьютера задачи остаются неизменными
«Тихо! Идет вычитка номера!» – эти слова остаются постоянными в редакционной среде, как и многое другое, несмотря на то, что идут годы, в нашу жизнь врываются всяческие изменения и новые технологии. Как прежде, в цене журналистская объективность, честность, преданность своему делу, любовь к читателям. А еще – заложенная самой природой любознательность, когда тебе интересно буквально все и до всего есть дело.
5 мая – День печати, и это хороший повод отправиться в путешествие по стране воспоминаний. Моя молодость прошла здесь, в редакции горячо любимой районки. Это было время, когда перед печатью газету отливали в свинце: металлические буковки рождались в недрах диковинного механизма – линотипа. Прежде чем на материал будет наложена редакторская резолюция «В печать!», статья проходила «несколько кругов ада» редактирования и корректуры. Писали мы свои творения от руки на бумаге, диктовали машинистке, потом информации, репортажи, интервью ложились на стол ответственного секретаря и главного редактора. Вычитка, правка, а когда и переписать нужно было неудачный текст, – и вот, наконец, твои труды отправляются на линотип. Мне, тогда еще совсем молодой девчонке, было интересно и боязно. Постигала азы профессии, с восхищением глядя на коллег. Настоящие акулы пера – Николай Макаревич, Олег Шведов, позже Виолетта Дралюк формировали мое мировоззрение, учили эффективным подходам к работе. Скрупулезностью и точностью обладала корректор Нелли Халявкина, которая назубок знала каждое правило белорусского и русского языков, да и в целом обладала знаниями в энциклопедических объемах. Главный бухгалтер Тамара Алексеева, заведующий отделом радиовещания Ирина Бажан, журналист Алексей Стальмахов, машинистка, а позже технический редактор Надежда Фомченко – все эти люди оставили в моей душе свой след, привнесли в жизнь много хорошего и теплого.
В середине 90-х мы еще не знали, что такое – работать на компьютере, пользоваться «Вайбером», вести соцсети. Отлитые в свинце на линотипной машине строчки работники типографии укладывали на тяжелые металлические подложки, подогнанные под размер газетной страницы. Бывало, конечно, что строчки рассыпались или путались. Сложить правильно эту словесную мозаику было тем еще занятием. Поэтому после печати черновой полосы дежурный по номеру подчитывал корректору каждый текст, дабы избежать ошибок. Кстати, на специальных свинцовых пластинах отливались и фотографии, их называли – клише.
Я помню черные по локоть руки линотипистки и других работников типографии. Так как постоянный контакт со свинцом был неблагоприятен для здоровья, им за вредность выдавали молоко. В цеху, что располагался на первом этаже нашего здания, всегда царила теплая атмосфера, несмотря на то, что ежедневно кипела здесь тяжелая работа. Ольга Дворкина, Леонид Фомченко, Ольга Макаревич, Надежда Пастух, Татьяна Лимонтова не унывали никогда и свои обязанности выполняли на отлично.
Черновые полосы вычитывались корректором по несколько раз. Его помощником каждый раз была новая «свежая голова» – дежурный по номеру журналист. Потом номер уходил в печать и, сотрясая все здание громким звуком, ухал печатный станок. Свежие номера газеты перемещались на почту, чтобы потом попасть к читателям. Районка выходила трижды в неделю на четырех полосах, за исключением субботнего номера, в который добавлялся вкладыш с программой телепередач.
Затем стартовала компьютеризация редакции. Утратила свою жизнеспособность типография, ушла в небытие часть тогдашних профессий. Все это теперь страницы истории. Они очень ценны, так как люди от всей души трудились на всеобщее благо.
Нынешнее время для редакции все так же наполнено различными событиями. Мы переживаем период, который требует от нас не только профессионализма, объективности, но и гражданского мужества, твердости во взглядах и суждениях. Коллектив многое преодолел и выстоял, с уверенностью смотрит в завтрашний день. А еще мы возвращаемся в день вчерашний и видим неизменное содержание наших задач. Меняются только технические условия их выполнения.
Ирина ЧУЕНКОВА.