Храм, который символизирует вечность

В этом году храм Преображения Господня празднует 240-летний юбилей. Здание было возведено в конце XVIII века, в 1783 году, по заказу графа Захара Григорьевича Чернышева. Предположительное время рождения святыни – весна. Хотя до сих пор сохраняются расхождения во мнениях историков о точном времени постройки храма и авторе его проекта. Наиболее вероятный автор – известный русский архитектор Василий Баженов.

Нашему городу повезло стать обладателем этой уникальной святыни. Спасо-Преображенская церковь имеет огромную историческую ценность и является памятником архитектуры эпохи классицизма республиканского значения. У принципа построения каждой церкви свой символизм. Их внешний вид – это не просто воплощение человеческого художественного вкуса, в нем заложен огромный смысл. Круглая ротонда обозначает вечность. Архитектурное решение чечерской церкви – большая редкость для Беларуси.

ИСПЫТАНИЕ БЕДНОСТЬЮ, ВОЙНОЙ И БОГОБОРЧЕСТВОМ

Во времена графа Захара Чернышева в Чечерске насчитывалось четыре православных прихода. Спасо-Преображенский был самым бедным. В 1897 году наш городок посетил епископ Могилевский и Мстиславский Мисаил. «Могилевские Епархиальные ведомости» в отчете об этом событии сообщали: «Приписная Спасо-Преображенская церковь, снаружи и внутри неблаговидная, сырая; от сырости и запущенности отваливается по местам штукатурка. Богослужения совершаются в этой церкви очень редко; утварь посредственная». Однако именно Спасо-Преображенской церкви была уготована судьба центра православия на Чечерщине.

Храм продолжал действовать и в первый год Первой мировой войны. Тогда в нем служил священник Иоанн Пищиков. События, связанные с церковью во время революции и межвоенный период, неизвестны. В годы Великой Отечественной войны немцы разграбили Спасо-Преображенскую и Кладбищенскую Георгиевскую церкви, уничтожив около 20 икон, написанных монахами и живописцами Киево-Печерской лавры в XVIII веке, и превратили храмы в лагеря для военнопленных.

15 июня 1946 года с исполкомом Чечерского Совета депутатов был подписан договор о передаче в пользование прихода Православной церкви церковного здания и культового имущества Преображенской церкви. В числе прочих подписал договор и опись имущества настоятель приходского храма протоиерей Иоан Пищиков. Однако, согласно документам, до 21 мая 1953 года в Спасо-Преображенской церкви находилось зерно и товарно-материальные ценности райпотребсоюза и конторы заготзерно. Община православных верующих и протоиерей Иоанн Пищиков продолжали ходатайствовать о возвращении церкви. И только после третьего напоминания о возврате церкви верующим здание храма было освобождено. Святыню приняли настоятель Чечерской протоиерей Пищиков и церковный староста Чумаков. Таким образом, прослеживается, что делами храма Преображения Господня в городе Чечерске с 1915-го и до 1953 года занимался протоиерей Иоан Пищиков. Благодаря его трудам храм пережил все катаклизмы ХХ века, был возвращен верующим и сейчас является украшением нашего города.

УНИКАЛЬНЫЕ ИКОНЫ – ДУХОВНАЯ ПОМОЩЬ И НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Храм Преображения Господня – центр духовной жизни горожан – богато украшен иконами. Каждая из них преисполнена сакрального смысла. Они учат нас богословию, прославлению Всевышнего. Это не просто произведения искусства, а настоящие святыни, через которые Бог являет людям Свои силу и милосердие. В алтаре церкви хранится копия древней иконы XVII века «Сошествие во ад» – великолепный шедевр белорусского иконописного искусства. Оригинальная икона «Сошествие во ад» 1678 года из Преображенской церкви сейчас находится в Национальном художественном музее Беларуси. Кириллическая надпись на ее раме сообщает, что образ был написан мастером Яном Санковичем для храма Воскресения Христова в Чечерске. Еще одним святым чудом Гомельщины по праву можно считать уникальную реликвию – чудотворную икону святого Иоанна Кормянского, которая тоже находится здесь, в Чечерске, в Спасо-Преображенской церкви. Очевидцы крово- и мироточения на нашей земле рассказывали, как взволнованная женщина принесла в церковь обычную бумажную икону, купленную в деревне Корма Добрушского района, где прихожанка посещала мощи святого Иоанна Кормянского. На ней отчетливо виднелись красные пятна, которых с каждым днем становилось все больше и больше. Позже под стеклом появились густые капельки, похожие на лампадное масло, а после длительных молитв к воскресенью прихожане заметили испарину уже и на наружной стороне стекла.

Храм – это центр нашей духовной жизни. В нем совершается наше духовное рождение и преображение, здесь мы принимаем Причастие, дающее жизнь вечную, получаем благословение на семейную жизнь в Таинстве брака, здесь же нас провожают в путь вечной жизни. В храме особенно чувствуется благодать Божия. Помолившись в церкви, верующий человек выходит очищенным, утешенным, укрепленным духовно. Знать и чтить ее историю – наш христианский и человеческий долг.

Материал подготовлен по данным, предоставленным историко-этнографическим музеем.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика