Живет романтик на улице Романтиков

Однажды вечером я услышала на улице переливистый голос русской гармони. Заинтригованная подзабытыми аккордами народного музыкального инструмента пошла на звук мелодии. Так я познакомилась с виртуозным гармонистом-самоучкой Сергеем Вороновым из Костюковки.
Свое дошкольное детство Сергей Леонидович провел в уже несуществующей деревне Себровичи. Запахи жасмина, лесных ягод и душистого сена вперемешку со вкусом свежего молока и сахарной клубники до сих пор бередят душу и побуждают чаще «обнимать» двухрядку. Лирические мотивы, которые нередко сами собой рождаются из-под пальцев талантливого музыканта, выражают тоску по малой родине. Здесь он босоногим мальчишкой бегал по горячему желтому песку, здесь же впервые растянул меха гармони в возрасте трех лет. Из четверых детей только у неугомонного Сережки проявились эти творческие задатки. Видя это, родители купили сыну вначале детскую гармонику, потом чуть побольше. А когда Сергей Леонидович с семьей переехал в Костюковку, поступил в музыкальную школу. Помогал осваивать технику игры на инструменте и его дядя, бывший фронтовик Иван Гуляка. Подаренная им племяннику звонкая «Маричка» и сейчас поет и плачет в руках умелого виртуоза. В тон мажорной «подружки» Сергей Леонидович подбирает тексты песен преимущественно 50-60-х лет. Те, что пели когда-то на деревенских посиделках родители. Благо, мужчина кроме отличного художественного слуха обладает еще и отменным голосом.
Я слушала импровизированный концерт моего нового знакомого и восхищалась дарованным ему мастерством воспроизведения наигрышей с переборами. А ведь его жизнь это не только гармония пальцев и золотистых планок. Черной печатью в судьбе – чернобыльская трагедия. После армии Сергей Воронов работал водителем на Гомельском стеклозаводе и 6 лет в Железнодорожном отделе Департамента охраны РОВД. Вот тогда-то и довелось в составе сводного отряда милиции охранять от мародерства выселенные деревни Хойникского района. В 30-километровой зоне – более месяца с несением вахты по 12 часов в сутки. «Правду говорят, что радиация имеет привкус железа, – говорит ликвидатор. – Это почувствовалось по приезду в Бабчин, что в 12 километрах от Хойник. Некоторых моих товарищей почти сразу же увозили с недомоганием в госпиталь. Слишком близко были от места катастрофы, по ту сторону Припяти. Я даже видел, как тушили реактор. Становилось жутко и от брошенного в спешке жилья. Домашняя птица и животные бродили по улицам деревень, стояла невыносимая жара. И тишина…» Последствия тех событий – подорванное здоровье и 19 статья участника ликвидации. Но жить помогает оптимизм и его любимая гармошка. А еще стимул поддерживать силы – две дочери, внученьки Даша и Анечка да редкие встречи с родней на Чечерщине.
…Теплый вечер, аппетитный запах шашлыка, хорошая компания и искусные вариации покладистой «хромки» – такие приятные минуты отдыха на вотчине, которую Сергею Леонидовичу пришлось покинуть, но где навсегда остались его сердце, память и лучшие годы жизни.
«Я, вообще-то, романтик. Еще и потому, что живу на улице Романтиков. Поразительное совпадение, не правда ли?» – улыбнулся Сергей Леонидович и с еще большим азартом нажал на клавиши «Марички».
Валентина ПРАНКЕВИЧ.