О чем гудит Варшава? Почему политика Польши вызывает отторжение не только в Беларуси и России, но и в Евросоюзе

15 сентября в Варшаве прошел «Марш гнева на канцелярию премьер-министра». Большинство участников — бюджетники. Для них экономическая ситуация в Польше уже скоро грозит перейти из разряда угрожающих в катастрофическую.

Польша, кажется, успела перессориться со всеми своими соседями и не только. Мечты о возрождении Речи Посполитой, имперские замашки, агрессия в адрес Беларуси и России, обиды в сторону Германии, отношение к беженцам. Признайтесь честно, как давно вы слышали из Польши или о Польше что-нибудь позитивное? Официальная Варшава фактически превратилась в вашингтонский эксклав на территории ЕС. Объясняем на примерах, почему политика этой восточноевропейской страны нынче вызывает отторжение и почему ее называют «гиеной Европы 2.0».

Сказано. ­­­Президент Беларуси Александр ­­­Лукашенко: — У них 15 октября парламентские выборы, и, конечно, им надо сейчас нагнетать, нагнетать обстановку для того, чтобы показать, что они правильно вооружали и перевооружали страну. Поэтому до 15 октября они вряд ли пойдут на какие-то существенные изменения, выгодные им и нам. Они многое требуют от нас и просят, но мы на это пойти не можем, потому что это противоречит нашим интересам. Польша нагнетает здесь обстановку, подталкиваемая Западом. Больше не Западом, а американцами. Американцы сделали ставку на Польшу. (На встрече с представителями трудовых коллективов Минского завода гражданской авиации № 407 и других организаций, расположенных на территории Национального аэропорта Минск, 11 августа 2023 года.)

Манипуляции Вашингтона

Сателлитом Соединенных Штатов Америки Польша стала неспроста. США жаждут ослабить Европу в угоду своим интересам и своему бизнесу, выбить почву из-под ног когда-то сильного конкурента, управлять экономикой и политикой континента. И сделать это можно через свою марионетку, умело манипулируя ее континентальными амбициями, желанием воссоздать очередную Речь Посполитую и растущими аппетитами. В общем, какие бы громкие, резонансные действия ни предпринимали поляки, в них будет видеться либо рука американцев, либо предвыборный пиар партии PiS. Эксперт по национальной безопасности Александр Тищенко в связи с этим обращает внимание на активную милитаризацию страны и называет ее частью американской стратегии:

— Это не Польша стягивает войска и технику к границам с Беларусью, это делают США. Укрепление восточного фланга НАТО — это стратегическая легенда. Разжигая страхи перед выдуманной белорусско-российской военной угрозой в Европе, Вашингтон обеспечивает тотальное манипулирование ее поведением. Американцы притупили у европейцев все рефлексы и страхи перед дорогими энергоресурсами, голодом, холодом, дефицитом, инфляцией, деиндустриализацией, безработицей, нашествием мигрантов, международной изоляцией, бунтами внутри и в колониях. Даже пропал страх перед войной.

Это немыслимо. Все понимают, что выживших в войне с Россией не будет, что это конец всей жизни на планете. И все равно все роют братскую планетарную могилу. И Польша здесь впереди планеты всей. Польской военщиной, кроме того, двигает реваншизм. Все варшавские бредни про «Вагнер» и белорусские угрозы — это политические речовки и обман своих (прежде всего европейских) партнеров.

Жажда денег и власти

От политических амбиций к экономическим. Жажда денег — это тоже про Польшу. Иначе как объяснить неуемное желание официальной Варшавы получить от своих соседей репарации за Вторую мировую войну. Сначала пытались истребовать у Германии, теперь — от России. Неужели польский бюджет совсем пуст?

— Это следствие того исторического мышления, которое господствует в головах польской правящей верхушки, — считает советник-посланник посольства Беларуси в России, политический аналитик Александр Шпаковский. — Понятно, что никаких практических возможностей взыскать какие-либо репарации с современной Федеративной Республики Германия у Варшавы нет. Это просто элемент внутриполитического бравирования.

Мы знаем сложное отношение к Германии в польском обществе, мы знаем, что правящая партия PiS сейчас пытается разыгрывать внешнюю карту, в их числе — немецкая, русская, белорусская карта, чтобы остаться у власти, или, как выразился наш ­­­Президент, на белорусском коне выиграть парламентские выборы, изображая из нашей абсолютно мирной страны угрозу для Польши. Мы понимаем, что эти заявления продиктованы примерно теми же соображениями. Но с точки зрения здравого смысла стоит подчеркнуть, что, если бы не Советский Союз и не победа Красной армии над гитлеровцами, возможно, сейчас никакой Польши не было бы в принципе.

Потому что планы Гитлера в отношении поляков не предусматривали создания какой-либо формы польской государственности. Поляки относились к группе славянских народов, которые в иерархии нацистов находились в крайне низком положении.

Нерациональное зерно

Грызть готовы даже, казалось бы, своих! К Украине у Польши тоже ряд вопросов. Основной военно-политический союзник незалежнай, по сути, вотк­нул ей нож в спину и фактически блокировал вывоз оттуда зерна. Соответствующее решение Еврокомиссии им не преграда, и официальная Варшава в очередной раз дала Брюсселю это понять. Причина проста: Украина может легко уничтожить польское фермерство и сельское хозяйство в целом.

— Кроме того, Польша выстроила сельхозкоалицию с другими восточноевропейскими странами ЕС, которые граничат с Украиной. Кроме Польши в этой сельхозкоалиции находятся Словакия, Венгрия, Болгария, Румыния, заявляющие о том, что не собираются пропускать украинскую сельхозпродукцию даже транзитом в Европейский союз, — отмечает политолог Петр Петровский. — Фактически это тот же самый запрет ЕС, только без ЕС. Ведь не Брюссель граничит с Украиной, а страны, которые недовольны, не заинтересованы в поставках украинской продукции. Причина в избирательной кампании в Польше.

PiS ведь никогда не отличалась тем, что они продвигали особые интересы фермеров. Это видно хотя бы по санкционной вакханалии, которую правящая партия продвигает с 2015‑го. Но им нужны голоса фермеров, поэтому на их недовольство они реагируют в том числе популистскими мерами. Не факт, что после проведения парламентской, а в следующем году и президентской кампании (к середине следующего лета) Польша не отменит эти ограничения в отношении украинской сельхозпродукции. «Праву и справедливости» эти ограничения не нужны, блюдущей пронемецкие интересы «Гражданской платформе» тоже.

Силовое воздействие

Отношение Польши к беженцам с Ближнего Востока — тоже притча во языцех. К тем, кого в свое время активно зазывал Евросоюз. Тем, кого не пропускала на свою территорию официальная Варшава. Ладно бы просто не пропускала. Фактов издевательства польских силовиков над мигрантами нынче становится все больше. Не гнушаются ничем…

— Правду обо всем этом нам еще узнать предстоит, — высказывает мнение генеральный директор Национальной библиотеки Беларуси кандидат исторических наук Вадим Гигин. — Когда польский солдат, перебежчик Эмиль Чечко заявлял о сотнях расстрелянных, все это воспринимали критически, а сейчас появляется все больше публикаций о том, что так, по сути, оно и есть.

Польские вооруженные силы, полиция, пограничники заражены национализмом, ксенофобией, исламофобией. Власти им фактически дали добро на применение любых, самых бесчеловечных средств по отношению к мигрантам. И они это делают.

Да, польская власть, оголтелые нацио­налисты, силовики — это одно, но в польском обществе есть и здоровые силы. Поэтому нужно продолжать диалог. Это соседи, а соседей не выбирают, они от Бога, как в свое время заметил наш ­­­Президент.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика