Лукашенко заявил о недостатках в планировании стратегических проектов. Какие решения предлагают Президенту
Президент Беларуси Александр Лукашенко 20 октября провел совещание по вопросу совершенствования системы планирования и контроля за реализацией стратегических проектов.
Надо смотреть в будущее. Почему важны стратегические проекты?
Глава государства подчеркнул значимость стратегических проектов: “Это будущее не только любой системы, но и любой страны в целом. Стратегические проекты, если говорить о Беларуси, это будущее нашей страны”.
“Без будущего не может существовать ни один человек, ни одна система, ни одно государство”, – добавил Президент.
При этом он обратил внимание на явные недостатки в этой работе: “У нас даже если разумно выработаны проекты стратегического характера, то они не всегда реализуются”. Глава государства предупредил, что контроль над выполнением поручений будет самый серьезный.
Цель совещания, как пояснил глава государства, – обсудить, как следует улучшить систему планирования и контроля над реализацией стратегических проектов. И в этом направлении важно все – от идеи до воплощения ее в жизнь и гарантированного получения экономического эффекта, подчеркнул Александр Лукашенко.
“Шоковая перенастройка в мировых политических, экономических, финансовых отношениях побуждает каждую страну думать не только о защитных и компенсирующих мерах. Надо просчитывать стратегические перспективы развития национальной экономики (а значит, и государства), т.е. смотреть в будущее”, – заявил Президент.
Что уже сделано и где есть пробелы?
Глава государства обратил внимание на то, что за тридцать лет в Беларуси сформировалась целая сеть исследовательских институтов в различных областях. Впрочем, есть среди них и те, что нуждаются в серьезном реформировании. В связи с этим Президент напомнил правительству о своем требовании пересмотреть численность и структуру исследовательских институтов, чтобы “на дух не было тех, которые только числятся, а не выдают результата”. Причем это требование касается и ведомственных институтов, в том числе в сферах здравоохранения, труда и социальной защиты, спорта, культуры и других.
Александр Лукашенко упомянул также о работе Комитета по науке и технологиям, Национальной академии наук. Последнюю, кстати, ожидает комплексная проверка. “Зимой Академию наук надо подвергнуть серьезнейшему анализу. Дай бог, чтобы было так, как нам руководитель Академии наук докладывает: они сегодня делают все – от беспилотников до изделий из сухого молока, которые продают в Китай. Делают все. Посмотрим, так ли это. Я имею в виду электромобили и так далее”, – сказал Президент.
Продолжая разговор о деятельности белорусских ученых, Александр Лукашенко отметил, что их исследования, аналитическая работа, прогнозы научно-технического прогресса на десятилетия вперед, конечно, нужны. “Но надо признать, что реальный сектор экономики массово использовать труды ученых почему-то не стремится, – обратил внимание Президент. – До производства доходят не все новые разработки”. По его словам, по-настоящему крупных, прорывных проектов за это время создано не так много.
“Да, мы построили атомную станцию, БНБК (Белорусскую национальную биотехнологическую корпорацию. – Прим. БЕЛТА), выпускаем крупнейшую на планете карьерную технику, есть космические программы, разрабатываем и испытываем продукты инновационной биомедицины, не имеющие мировых аналогов. Однако за них взялись только с подачи Президента”, – сказал Александр Лукашенко.
“А где рожденные в недрах дикого труда и работы, в недрах Академии наук проекты? Где они?” – задал он риторический вопрос.
“Как видим, пробелы есть. Прежде всего в планировании стратегических проектов, объектов высоких (5-го и 6-го) технологических укладов”, – констатировал глава государства.
Каким будет “мозговое ядро”, чтобы оценивать и курировать проекты?
Александр Лукашенко напомнил, что еще весной поручил правительству, Академии наук и своему помощнику Александру Косинцу проработать тему создания в стране так называемого мозгового ядра, способного оценивать и курировать масштабные проекты. К слову, такие проекты уже определены.
“Нужен такой центр, который при Президенте, от имени Президента, рядом с Президентом будет видеть, что происходит, и заставлять всех вас реализовывать эти проекты”, – пояснил глава государства.
Какие решения предложены Президенту?
Правительство представило главе государства вариант с двумя основными структурами: центром, который нарабатывает идеи и просчитывает их экономический эффект, и советом, где принимаются решения о жизнеспособности и актуальности таких идей. Предполагается, что окончательное решение по наиболее крупным проектам будет принимать глава государства.
“Прошу доложить, как в эту цепочку встроены те, кто непосредственно будет воплощать производственный объект в жизнь: профильные министры, директора, главные инженеры в конце концов. Это же они будут это все реализовывать. Как проекты будут обеспечиваться кадрами и ресурсами? Кто в предлагаемой схеме будет брать на себя риски, гарантировать экономическую состоятельность, успешность работы новых предприятий? Совет? Центр? Министр? Директор?” – перечислил ключевые вопросы по теме Александр Лукашенко. Ответ на некоторые из них, по словам Президента, следует из того, о чем ранее уже говорилось. Так, если окончательно утверждать стратегические проекты будет глава государства, то он и определит, кто дальше будет отвечать за их реализацию.
Александр Лукашенко также попросил конкретизировать, для чего предлагается создать новый центр и действительно ли без него не обойтись: “Что мешает реализовывать лучшие задумки в уже имеющемся составе? Никаких новых структур и дополнительных кадров быть не должно. У нас хватает этих центров и “возле центров”, которые надо организовать в единый кулак и которые могли бы двигаться в нужном направлении”. Президент подчеркнул: не может быть и речи о том, что появится новое своеобразное “правительство” или “министерство”. “Из этого надо исходить”, – сказал глава государства.
Отдельное внимание Президент обратил на роль губернаторов в реализации стратегических проектов: “Вы люди не посторонние, запомните: провал государственного проекта на вашей территории – это ваш провал. Это также зона вашей ответственности, вы там видите лучше, чем кто-то. Да и часть налогов от реализации того или иного проекта вы будете получать”.
Во время совещания глава государства предложил выслушать разные точки зрения, обсудить имеющиеся предложения, учесть все позиции, чтобы выбрать самый прагматичный путь.
“Во исполнение вашего поручения, данного для рассмотрения вопросов развития отечественной микроэлектроники, проработан вопрос создания Центра стратегических проектов”, – начал доклад Максим Ермолович.
“Вы однозначно пришли к решению, выводу, что этот центр должен быть? Или есть сомневающиеся? Или, может, не надо? Вот это главный вопрос: быть или не быть”, – подчеркнул Президент.
По словам Максима Ермоловича, были проанализированы проблемные вопросы, возникающие при планировании и реализации крупнейших инвестиционных проектов, изучен зарубежный и советский опыт создания масштабных производств. Он напомнил, что центром масштабных проектов в СССР был Государственный плановый комитет Совета Министров (Госплан), который контролировал выполнение народно-хозяйственных планов, координировал и финансировал технико-экономические исследования научных и проектных организаций всей страны, внедрял проекты особо крупных предприятий и союзных строек.
“Масштабные проекты реализовывались на основе системного подхода, согласно которому наряду с планированием развития народного хозяйства как по отраслям, так и по регионам применялось и планирование по межотраслевым проблемам. Даже страны, входящие в Совет экономической взаимопомощи, осуществляли свою производственную кооперацию в рамках системы Госплана. Объективно сегодня в Беларуси нет единого центра, определяющего масштабные инвестпроекты и капитальные вложения. Процесс разработки децентрализован и осуществляется по предложениям республиканских органов госуправления, облисполкомов либо инвесторов. Наиболее значимые в истории суверенной Беларуси проекты – БелАЭС, БНБК, “БЕЛДЖИ”, масштабная модернизация деревообрабатывающей отрасли – были инициированы непосредственно главой государства”, – отметил замглавы Администрации Президента.
Однако даже при таких вводных реализация проектов шла в условиях недостаточного межведомственного взаимодействия, исполнители сталкивались с необходимостью повторного обсуждения, согласования и обоснования инвестиций, подчеркнул Максим Ермолович. По его словам, в настоящее время проблемы возникают как на стадии выработки проектных решений (что строить и где), так и в процессе самого строительства.
Лукашенко критикует правительство: глядя в кривое зеркало, мы страну не удержим
Президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании по вопросу совершенствования системы планирования и контроля за реализацией стратегических проектов предупредил правительство о недопустимости искажения информации о ситуации в тех или иных отраслях.
“Не всегда, приняв решение, мы его реализуем. Реализуем не вовремя – это уже норма. Но меня больше всего в последнее время (я уже об этом где-то говорил) волнует то, что наше правительство вместо того, чтобы конкретным делом заниматься, начинает врать и дезинформировать Президента. Для того чтобы показать себя в лучшем свете”, – отметил Александр Лукашенко.
“Я не хочу публично приводить примеры, но в закрытом режиме я приведу вам пример, красноречиво свидетельствующий о том, что вранье у нас не изжито, – добавил глава государства. – И удивляться тому, что у нас в Гомельской области падеж скота (приписывают там где-то), в Витебской области, Могилевской, да и вообще по стране… Что тут удивляться, если это идет от министров наших, от наших губернаторов. Это недопустимо”.
Президент подчеркнул, что возникновение подобных ситуаций – это крайний случай.
“Я не говорю, что это традиция. Но я боюсь, чтобы это не стало в Беларуси традицией – вранье. Глядя в кривое зеркало, мы страну не удержим. И новые импульсы ей не придадим, какие бы стратегические у нас планы ни существовали”, – заявил Александр Лукашенко.
Лукашенко потребовал подвергнуть серьезнейшему анализу работу НАН
Глава государства обратил внимание, что за тридцать лет в Беларуси сформирована целая сеть исследовательских институтов в различных областях, работают Комитет по науке и технологиям, Национальная академия наук. Но в отношении НАН Президент поручил провести комплексную проверку работы: “Зимой академию наук надо подвергнуть серьезнейшему анализу. Дай бог, чтобы было так, как нам руководитель Академии наук докладывает: они сегодня делают все – от беспилотников до изделий из сухого молока, которые продают в Китай. Делают все. Посмотрим, так ли это. Я имею в виду электромобили и так далее”.
Продолжая разговор о деятельности белорусских ученых, Александр Лукашенко отметил, что их исследования, аналитическая работа, прогнозы научно-технического прогресса на десятилетия вперед, конечно, нужны. “Но надо признать, что реальный сектор экономики массово использовать труды ученых почему-то не стремится, – обратил внимание Президент. – До производства доходят не все новые разработки”. По его словам, по-настоящему крупных, прорывных проектов за это время создано не так много.
Лукашенко: иметь две АЭС было бы очень и очень выгодно для Беларуси
Белорусскую атомную станцию глава государства назвал одним из стратегических проектов. Он напомнил, что до этого в стране не занимались подобными технологиями и возведение атомного объекта привело к появлению новой отрасли. Взялись за реализацию этого проекта с настойчивой подачи Президента.
“Выбрали две площадки, одну станцию построили. И сегодня у нас потребление атомной энергетики к общему потреблению электроэнергии выше, чем в Соединенных Штатах Америки и даже в России. От общего где-то четверть мы замещаем за счет мирного атома. Сегодня я аккуратно подвожу вас к тому, что неплохо было бы и вторую атомную станцию иметь в стране. Это очень-очень выгодно”, – обратил внимание глава государства.
По его словам, такие проработки на первоначальном этапе идут. “Или мы добавляем два блока на существующей площадке, или в Могилевской области, где у нас вторая площадка, строим еще два блока. И тогда больше половины электричества мы получим от атомной станции. Чистого, очень выгодного продукта”, – подчеркнул белорусский лидер.
В Беларуси начали производить новую марку легковых автомобилей
Во время торжественного открытия завода “БЕЛДЖИ” в ноябре 2017 года Александр Лукашенко заявил, что его мечта – производить в Беларуси собственный легковой автомобиль – осуществилась. С годами на заводе существенно вырос уровень локализации, значительно увеличились объемы производства. Сегодня можно с уверенностью говорить, что белорусский Geely стал поистине народным автомобилем.
“Сегодня уже очередь за Geely. И красивые автомобили внешне, и качественные. Правда, я сейчас Пархомчика со Снопковым душу на всю катушку, чтобы они (направления. – Прим. БЕЛТА) дальше развивались. Мы уже сегодня замахнулись не на 30-40 тыс. автомобилей в год, а на 120 тыс.”, – заявил Александр Лукашенко.
Президент напомнил, что в Беларуси намерены создать производство в сотрудничестве с китайской “ФАВ Груп”. Наиболее известный бренд корпорации – легковой автомобиль Hongqi (“Хунци” – переводится как “красное знамя”).
“В ближайшее время покажем народу. Начали новую марку автомобилей производить. Вот видите, как жизнь повернулась: автомобили востребованы. И Geely занимает первое место по продажам в Беларуси уже. В России молятся, просят: “Продайте”. Очереди появились. Когда такое было? Это говорит о том, что надо этим заниматься. И надо видеть перспективы”, – отметил глава государства.
Лукашенко рассказал, в чем основа дальнейшего развития Беларуси
Стратегические проекты, по словам главы государства, могут реализовываться в различных отраслях. Например, для углубления уже существующих технологических процессов в машиностроении и сельском хозяйстве. “По каждому из направлений есть возможность и необходимость углубляться. Технологии понятны, школы существуют, кадры знают, в каком направлении двигаться”, – отметил Александр Лукашенко.
В качестве одного из примеров Президент привел строительство Светлогорского целлюлозно-картонного комбината. Изначально планировалось просто построить завод по производству целлюлозы и поставлять ее на экспорт. Однако это привело к тому, что Беларусь, по сути, продавала другим странам полуфабрикат, а затем импортировала оттуда произведенные из него товары. Поэтому впоследствии по поручению главы государства производство в Светлогорске было расширено, чтобы на заводе могли получать продукцию с большей добавочной стоимостью, пользоваться ею у себя в стране и экспортировать на другие рынки.
“Насколько я понимаю, этот цех мы заканчиваем строить?” – уточнил Александр Лукашенко у губернатора Гомельской области.
“Да”, – подтвердил Иван Крупко.
“И как бы ни было трудно, мы его оснащаем технологическим оборудованием, – добавил Президент. – Вот вам показатель одного из небольших стратегических проектов, который реализован примерно за полтора-два года. Мы реализовываем этот проект, углубляя то, что сегодня имеем. И это основа нашего дальнейшего развития”.
Еще одно направление – создание совершенно новых производств. Одними из таких проектов стало строительство Белорусской атомной станции и Белорусской национальной биотехнологической корпорации.
“Вот стратегические проекты, которые поднимут страну на две-три ступени выше, чем сейчас. Это новое. И в этом направлении надо двигаться, если мы, хвастаясь, что мы такие умные и продвинутые, хотим это доказать на практике. Это очень выгодно и это нужно”, – заявил глава государства.