Чужой среди чужих

Алла ЕВДОКИМЕНКО.

К особенностям нашего менталитета, пожалуй, можно отнести такую черту, как преувеличение значимости чужого. Некоторым кажется, что произведенное в других странах лучше отечественного. Это касается не только товаров, но и другого, в том числе образования.

Определенные молодые люди со свойственным их возрасту максимализмом считают, что обладатели дипломов зарубежного образца смогут достичь невероятных профессиональных высот, а топовые мировые компании расхватывают таких специалистов, как горячие пирожки. Только вот не у всех ожидания совпадают с реальностью.

Конечно, есть положительные примеры успешной самореализации после обучения за границей. Но, очевидно, что их количество в процентном соотношении разнится с числом негативных. Каждая жизненная история таких ребят уникальна. Однако роднит многие одно – печальный опыт. Кто-то, уезжая за рубеж, сталкивается с трудностями уже с первых дней. Плохое владение языком страны пребывания, другая социокультурная среда, возникающие проблемы, связанные с финансовыми и жилищно-бытовыми вопросами порой играют значительную роль и приводят к большим сложностям с адаптацией. И на деле оказывается, что жизненный сценарий далек от того, что был в планах, и прорабатывался, когда они были дома.

О результатах неудавшихся образовательных «туров» можно судить по лентам их соцсетей и рассказам знакомых. Так, моя родственница после школы уехала в Польшу, чтобы освоить профессию в сфере турбизнеса. Но с обучением как-то не сложилось. Устроилась на работу официанткой. Своего друга уговорила сменить место жительства. Он отправился вслед за ней, стал подрабатывать где придется. Не особо разбирался в нюансах местного законодательства и угодил в тюрьму. Теперь он, к слову, единственный сын у родителей, отбывает наказание в какой-то из европейских стран.

Несостоявшаяся же студентка сейчас приехать в Беларусь по определенным причинам не может, только просит родных в Беларуси передать ей подушку, а то спать приходится на собственных вещах. Выводы делать каждому, но, очевидно, что с картинкой богатой и благополучной жизни что-то не увязывается, если даже нет элементарных предметов быта и постельных принадлежностей.

Безусловно, у каждого человека свой круг общения и примеры. Однозначно, жизнь будет отличаться от той, что была здесь. Ведь в чужой стране многие так и останутся чужими. Ведь друзья и родные остались дома, а там ты, по сути, никому не нужен. Еще вспоминаются слова знакомой, которая рассказывала о подобных трудностях и о том, что настоящую цену хлеба узнала в Германии, куда уехала на работу. Еще одна женщина за свои более чем 40 лет в трудовой книжке имела одну запись – несколько месяцев до замужества была продавцом. А затем ее и двоих детей обеспечивал супруг. После определенных жизненных обстоятельств приняла решение заработать денег за границей. Надо отметить, что Польша с тяжелыми работами на плантациях с клубникой поменяла ее отношение ко многим вещам. Теперь она хочет вернуться домой, в родной Гомель, и о жизни в чужой стране отзывается уже без первоначального пафоса и восторга в голосе.

Еще один момент, касающийся обучения, на котором необходимо акцентировать внимание, – разность систем образования. Если в основе отечественной лежит преемственность между разными ступенями и уровнями, то, поступая в учебное заведение другой страны, молодые люди нередко сталкиваются с совершенно другими программами.

В нашей стране внимание сосредоточено на практико-ориентированном подходе, другими словами, специалист в большей степени знает, что ему предстоит делать на рабочем месте, так как уже проходил производственную практику и получил первый опыт. Выпускник же с дипломом другого государства нацелен на выполнение совершенно иных задач.

Алла ЕВДОКИМЕНКО.

Поделиться информацией:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика